В сектоведении под внешними социальными факторами обычно рассматриваются политико-экономическое состояние государства, в котором наблюдается рост новых религиозных культов и движений, а также специальные технологии психологического влияния и манипулирования.
П.М. Якобий еще в 1903 году отмечал, что голод впечатлений, дававший нравственное неудовлетворение, считается благоприятной почвой массового кликушества и истерии, для возникновения которых при неблагоприятных бытовых и экономических условиях достаточно безумной проповеди (цит. по A.M. Шерешевскому, с. 145). Среди факторов, провоцирующих «психические эпидемии», исследователями дореволюционного периода назывались «условия политического режима», «обеднение рабочего населения и его физическое истощение», «негодные условия труда», «отсутствие сообщений» и другие социальные факторы.
В постсоветском сектоведении среди факторов, провоцирующих широкое распространение НРД, рассматривались процессы политического, экономического и идеологического реформирования в странах бывшего СССР, а также внесение изменений и дополнений в Закон о свободе совести и религиозных организаций. В качестве провоцирующих факторов распространения НРД в западных странах рассматривалась также дестабилизация политической и социальной жизни обществ.
Наиболее полный анализ технологий обращения в НРД осуществил Е.Н. Волков. Им описаны следующие приемы обращения неофита в полного последователя: контроль времени и деятельности (поведения); информационный контроль; манипуляции языком; отучивание от критического мышления, обучение методикам, вызывающим транс, исповедальные сессии; групповое давление. Среди приемов поддержания верности новообращенных им выделены: убеждение обращенного придерживаться сурового стиля жизни; обучение и чрезмерное использование методик, вызывающих транс; публичное заявление о верности; повторяющиеся угрозы санкций за уход; обещание немедленного осуществления, спасения мира; ограниченный доступ к источникам информации или их отсутствие; отсутствие некультовых связей и эмоциональной поддержки;, контроль сексуальной близости и интимных отношений; постоянная исповедь и самоопорочивание; чрезмерные финансовые обязательства.
В.Ф. Вольфберг описала техники деструктивной группы: групповое давление и бомбежка любовью (love-bombing); изоляция / отделение; останавливающие мышление техники; страх и вина; отказы от сна; неадекватное питание; сенсорная (чувственная) перегрузка.
Модели, техники, стратагемы пропагандистской манипуляции сформулированы также в работах Э. Пратканиса и 3. Ароксона, Ф. Конвей и Дж. Зигельман, Ф. Лифтона, М. Сингер и других.
Необходимо еще раз подчеркнуть, что все психологические приемы манипулирования и влияния направлены на «личную уязвимость», т.е. опираются на естественные психологические тенденции, имеющиеся в природе человека. Некоторые из них были описаны выше.
В настоящее время феномен управления массами все чаще определяется не только специфическим религиозным воздействием, но и более универсальными технологиями, определяемыми как пропаганда, манипуляция, влияние, PR, NLP, эриксоновский гипноз и другие.
В связи с этим необходимо отметить, что в работах, посвященных психологии толпы (Г. Лебона, Г. Тарда, С. Сигеле, 3. Фрейда, В. Бехтерева, С. Московичи и др.), в качестве внешнего фактора, способствующего распространению одной идеи в массах, рассматривалась деятельность харизматической личности, действующей на массы гипнотически. При этом 3. Фрейда интриговало условие, обусловливающее превращение отдельного человека в вождя, определяющего мировоззрение других индивидов.
Крайне редко среди внешних условий, провоцирующих формирование социально-психологической зависимости и массовую заря-женность идеями, и в том числе и идеями религиозного характера, рассматриваются природные факторы. Исключение составляют исследования А.Л. Чижевского, осуществленные в начале прошлого столетия. Он обнаружил, что массовые движения и в целом «всемирно-исторический процесс» детерминированы деятельностью Солнца. Он вывел закон, гласящий, что «состояние предрасположения к поведению человеческих масс есть функция энергической деятельности Солнца».
Путем исследования Чижевский обнаружил, что массовые движения, психические эпидемии и в целом «всемирно исторческий процесс» детерминированы деятельностью Солнца.
Таким образом, ряд таких внешних по отношению к человеку факторов, как политико-экономические и природные закономерности, а также использование современных манипуляцион-ных технологий способны изменить его поведение и жизненные установки.