Развитие психологических знаний в Средние века, в эпоху Возрождения

Эпоха Средневековья (длилась около 10 веков). Начало нового этапа в развитии психологии было связано с изменением ее предмета, так как официальной наукой о душе стало богословие. Возник новый этап -патристика, то есть учение отцов церкви, в котором богословие начинает обращаться к знаниям, накопленным в античности. Монастыри становились оплотом науки, в них хранили книги и обучались грамоте. Были разработаны способы эмоциональной разрядки, очищения. Это прежде всего исповедь и покаяние. Терапевтический эффект был тесно связан с глубокой верой, надеждой на загробное воздаяние.

Августин Аврелий (Блаженный) (354-430 гг. н.э.). Считал, что основу души образует воля, а не разум. Основоположник учения «волюнтаризм». Все изменения, происходящие с телом, становятся психическими благодаря волевой активности субъекта. Все знание заложено в душе, которая живет и движется в Боге. Оно не приобретается, а извлекается из души опять-таки благодаря направленности воли. Человек самостоятельно, без помощи Бога не может прийти к нравственности, высшему счастью и постижению благодати. Человек на заре существования не смог правильно распорядиться свободой. Поэтому после Адама и Евы человек должен ограничить собственно свободу, направляя свою волевую активность на постижение веры. Под верой Августин понимал мысль, сопровождаемую согласием с ней. Но само это согласие осуществляется разумом. Путь саморазвития описан в его работе «Исповеди».

Арабский мыслитель Ибн Сива (Авиценна) (980-1037 гг.). Теория двух истин. Существуют две независимые, как параллельные прямые, истины - вера и знание. Поэтому истина знания, не входя в соприкосновение и противоречие с религией, имеет право на собственную область исследований и на собственные методы изучения человека. Складывалось два учения о душе - религиозно-философское и естественнонаучное. Авиценна проводил ассоциативные эксперименты.

Ибн Рушд - арабский мыслитель - выдвинул необычное представление о том, что универсальный для всех людей разум сохраняется после распада тела. Это свидетельствует о богоподобии человека.

Фома Аквинский (1226- 1274 гг.) был против взглядов Ибн Рушда об отделении души от разума. Считал, что мышление - главное свойство души, без него душа не существует, а потому невозможно говорить о смерти души и бессмертии разума. Отстаивал идею о вечности души.

Роджер Бэкон (1214- 1292 гг.). Ему принадлежит известный тезис: «Знание - сила». Большое значение придавал роли науки, развитию способностей, интеллекту.

Эпоха Возрождения
В это время предметом психологии выступает сознание. Впервые были проведены исследования способностей, изучение познания, эмоциональной сферы, аффектов. Широко использовался естественнонаучный подход к исследованиям психики. Были заложены основы дифференциальной психологии.

В период Возрождения психологические исследования возвратились к проблемам, которые были подняты в античности. Это связано и с появлением возможности полностью читать работы ученых того времени, и с возрождением интереса к изучению этапов познания, способностей человека, в том числе и способности строить объективную картину мира, осознавать его как целое.

Источник: 
Р.В. Петрунникова, И.И. Заяц, И.И. Ахременко. История психологии - Минск.: Изд-во МИУ, 2009