Особенности эпохи Ренессанса. Натурфилософия и пантеизм эпохи Ренессанса

С XV века начинается переходная в истории Западной Европы эпоха Ренессанса, которая создала свою блестящую культуру. В экономике эта эпоха характеризовалась началом распада феодальных отношений и зарождением новых капиталистических отношений. Это был период крупных открытий. Появляются первые печатные книги, огнестрельное оружие, Колумб открывает Америку, Васко да Гамма находит морской путь в Индию, Магелан совершает кругосветное путешествие, возникают география н картография, появляются анатомия и основы физиологии, медицинская химия, больших успехов достигает астрономия, происходят процессы секуляризации во всех областях культурной и общественной жизни. Самостоятельность по отношению к церкви приобретают не только экономика и политика, но и наука, искусство, философия. В этих условиях происходит как бы возврат к античности, к античной культуре, к античному образу жизни и мышления. Отсюда идет само название эпохи - «Ренессанс», т.е. Возрождение. В действительности, ренессанский человек существенно отличается от античного. Хотя возрождение и противопоставляет себя средневековому христианству, оно возникло как итог развития средневековой культуры, а потому несет на себе такие черты, которые не были свойственны античности.

Важнейшей отличительной чертой эпохи Возрождения оказывается его ориентация на искусство. Если средневековье можно назвать эпохой религиозной, то Возрождение - это художественно-эстетическая эпоха. Если в центре внимания античности была природно-космическая жизнь, а в средние века - Бог, то в эпоху Возрождения в центре внимания оказывается человек.

Философию эпохи Возрождения отличают ярко выраженные антропоцентризм и гуманизм. Человек в ней выступает важнейшим объектом рассмотрения. При этом если в средние века человек представлялся как творение Бога, и его земная жизнь не имела самодостаточной ценности, то для философской мысли Возрождения характерно рассмотрение человека в его земном предназначении, утверждение его права на счастье и гармоничное развитие. Принятие мира и радостей земного существования, гимн красоте человеческого тела, культ наслаждения и пользы, свободное развитие человеческой личности - характерные черты гуманистической мысли Возрождения.

Родиной Возрождения явилась Италия. У истоков итальянского гуманизма стояла колоссальная фигура Данте Алигьери, сумевшего в «Божественной комедии» гениально выразить идеи о двойном предназначении человека, о самоценности его земной жизни и человеческом достоинстве. Эти идеи затем получили дальнейшее развитие у Ф. Петрарки, Л. Вала, М. Фичиио, П. Помпонацци, П. Мирандола и др.

Итальянские гуманисты - это не университетские профессора, а люди новой среды - поэты, дипломаты, политики, живописцы, скульпторы и т.д. Не отвергая полностью христианского учения, гуманистическая мысль рассматривает человека с точки зрения не грехопадения, а возможности его возвышения взамен дикого, варварского существования до истинно человеческого состояния. Светские интересы, полнокровная земная жизнь человека были противопоставлены феодальному аскетизму, «потустороннему» призрачному миру.

Данте, например, постоянно подчеркивал, что человек - продукт реализации собственного разума. Он утверждал, что человеческое существование должно быть подчинено разуму. Разум же человека проявляется в его практической деятельности.

Другой выдающийся представитель эпохи Возрождения Франческо Петрарка видел философию, прежде всего, как науку о человеке, о его природе, жизни и смерти. Он утверждал ценности человеческой культуры, человеческого знания, способного изменить мир к лучшему. Главное в человеке - его добродетель, подлинное проявление добрых начал. Подлинное благородство, считал Петрарка, не в происхождении, а добродетельной душе, в стремлении человека к знаниям, к творческой деятельности.

Лоренцо Валла создал этическое учение, одним из источников которого явилась эпоха Эпикура. Основная мысль его учении но мысль о стремлении всего живого к самосохранению и
избеганию страданий. Жизнь - высшая ценность, а поэтому весь процесс жизнедеятельности должен быть стремлением к наслаждениям и благу, как чувству радости. Добродетель не только в снесении бедности, но и в том, чтобы разумно пользоваться богатством; не только в воздержании, но и в браке; не только в ушании, но и в том, чтобы мудро управлять.

К выдающимся гуманистам принадлежит и Пико делла Мирандола. Основной его идеей было возвышение человека в его причастности ко всему земному и небесному. Пико трактовал известный христианский тезис о создании человека Богом по своему образу и подобию в свете идей античной философии. Человек - это центр Вселенной, поэтому человек выше всех смертных существ и может творить свою собственную природу. Он свободен, его свобода не ограничивается Богом. Другие свои творения Бог ограничил строгими законами, но человека он создал свободным и разрешил ему самостоятельно творить свой образ.

«Последним гуманистом» считают Мишеля де Монтеня. Если мы перечислим названия глав его книги «Опыты», то поймем, что Монтень написал нечто вроде «учебника жизни»: «Час переговоров - опасный час», «О наказании за трусость», «Выгода одного ущерб другого», «Об умеренности», «О законах против роскоши», «О возрасте», «О родительской любви» и др. Монтень стремился рассмотреть человека, «взятого самого по себе, без всякой посторонней помощи, вооруженного лишь своими человеческими средствами» и дать ответ на вопрос: «Как прожить человеческую жизнь?» Его «Опыты» представляют несомненный интерес и для современного читателя.

Проблема гуманизма человеческой индивидуальности не остались без внимания замечательных итальянских живописцев, скульпторов и архитекторов. Леонардо да Винчи свои творения - произведения живописи, скульптуры, архитектуры посвящает человеку, его величию. Как автор «Тайной вечери», «Джоконды» и ряда других всемирно известных шедевров.он оказал могучее влияние на гуманистические принципы эстетики Возрождения. Микеланджело Бусшорроти в своих полотнах «Оплакивание Христа», в росписи свода Сикстинской капеллы в Ватикане, в статуе «Давид» утверждал физическую и духовную красоту человека, его безграничные возможности. В целом, вся культура Возрождения и философия наполнены признанием ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей. Человечность утверждается как новый критерий общественных отношений.

В эпоху Ренессанса были сделаны крупные открытия, технические изобретения. На этой основе начала развиваться своеобразная философия природы-натурфилософия. В последующем она оказала определяющее влияние на развитие философии и естествознания Нового времени. Натурфилософия эпохи Ренессанса зачастую носила пантеистический характер, т.е. Бог отрицался как творец мира, но он отождествлялся с природой.

Первым пантеистическим философом эпохи Возрождения исследователи считают немецкого кардинала, ближайшего советника папы Пия II Николая Кузанского. Основные его труды: «Об ученом незнании», «О предположениях», «Книги простеца», «Апология ученого незнания», «О вершине созерцания». В них Н. Кузанский развивает ряд важных идей. Прежде всего, это идея взаимосвязи всех природных явлений, а также идея о бесконечности Вселенной, о человеке как микрокосме, о принципе совпадения противоположностей. Для большей наглядности принципа совпадения противоположностей в бесконечности Н. Кузанский приводит примеры из математики. При увеличении радиуса круга до бесконечности, у круга диаметр совпадает с окружностью, а точка и прямая представляют одно и тоже. Совпадение противоположностей- важнейший методологический принцип философии Н. Кузанского. Поэтому его с полным правом можно назвать основоположником новоевропейской диалектики.

Величайшим открытием эпохи Возрождения явилась гелиоцентрическая система мира польского астронома Николая Коперника. В опубликованной в 1543 г. книге «О вращении небесных сфер» обосновывались идеи, которые не только определяли характер посыледующей научной революции, но и сыграли решающую роль в радикальном пересмотре философских представлений о мире.

Гелиоцентризм Н. Коперника лишал Землю ее исключительного положения как неподвижного центра мироздания, вел к пересмотру всей физической структуры мира, в котором не оставалась места для «небесной иерархии» христианского богословия. Его учение открывало путь к новой космологии, вокруг которой развивались главные идеологические битвы конца XVI - начала XVII вв.

Философские аспекты теории Н. Коперника развил Дж. Бруно. Его заслуга состоит в том, что он отказался от позиции своего предшественника, согласно которой Солнце представлялось как абсолютный центр Вселенной. Такого центра, по мнению Дж. Бруно, вообще нет. Любая планета может быть истолкована как центр Вселенной. Солнце лишь относительный центр, т.е. центр нашей планетной системы, но таковых миров во Вселенной бесчисленное множество. В работе «О бесконечности, Вселенной и мирах» он заявлял: «Я провозглашаю существование бесчисленных отдельных миров, подобных миру этой Земли. Вместе с Пифагором я считаю ее светилом, подобным Луне, другим планетам, другим звездам, число которых бесконечно. Все эти небесные тела составляют бесчисленные миры. Они образуют бесконечную Вселенную в бесконечном пространстве...».

Дж. Бруно провозглашает бесконечность Вселенной, считает се вечной, несотворимой и неуничтожимой. Он не отрицает Бога, по его Бог - это Вселенная, которая одновременно и творящая и творимая, и причина и следствие. Пантеизм в этих рассуждениях Дж. Бруно отчетливо виден. У него нет Бога, стоящего над миром и диктующим ему свои законы. Бог растворен в природе.

Натурфилософским взглядам Дж. Бруно присущи элементы диалектики, которую он во многом черпает из античных источников. Отмечая постоянную изменчивость всех вещей и явлений, Дж. Бруно утверждает, что в течение многих веков изменялась и Земля, моря превращались в континенты, а континенты в моря.

В 1592 г. Дж. Бруно был обвинен церковью в ереси и заключен в тюрьму. В 1600 г. его по приговору суда инквизиции сожгли на костре.

Натурфилософские идеи эпохи Возрождения получили продолжение в трудах Галилео Галилея. Он снискал себе славу «Колумба неба». Галилей интересовался различными техническими проблемами: изобрел усовершенствованную водополивную машину, сконструировал телескоп, открыл кратеры и хребты на Луне, разглядел пятна на Солнце, установил, что Млечный путь - это не туманность как утверждал Аристотель, не светлая дорога в рай, как говорилось в Священном писании, а скопление многих звезд.

Природу Галилей рассматривал не как божественное творение. А как совокупность объективных законов, познаваемых разумом. Тем самым он заложил основы материалистической тенденции в философии, что нашло свое выражении в последующих философских системах Нового времени.

Источник: 
Н.В. Рябоконь. Философия УМК - Минск.: Изд-во МИУ, 2009