Джордано Бруно (1548—1600 гг.) — итальянский ученый, поэт, борец против схоластики и католической церкви. Родился в семье обедневшего дворянина в небольшом городке недалеко от Неаполя. Обучался в монастырской школе доминиканского ордена, получил сан священника и степень доктора теологии. Однако вскоре Дж. Бруно разочаровывается в духовной деятельности, у него возникают сомнения в истинности некоторых религиозных догматов и он покидает монастырь, а затем из-за преследований со стороны инквизиции был вынужден покинуть и Италию. Несколько лет путешествовал и жил в Германии, Швейцарии, Франции и Англии, работал преподавателем в университетах. Будучи в Лондоне, он в 1584—1585 гг. написал и опубликовал шесть диалогов. В 1592 году Дж. Бруно рискнул вернуться в Италию, однако, в Венеции был арестован инквизицией, обвинен в ереси. Провел более семи лет в тюрьме, а 17 февраля 1600 г. был сожжен на костре инквизицией.
Основные философские трактаты Дж. Бруно — философские диалоги «О причине, начале и едином», «О бесконечности, Вселенной и мирах», «Изгнание торжествующего зверя».
Дж. Бруно создал последовательную систему пантеизма. Он утверждал, что природа есть Бог в вещах. Природа независима, а Бог — это выражение единства природы. Мировоззрение Дж. Бруно — это последовательный неоплатонизм; при этом этот неоплатонизм проявляется в том, что он отказывается от крайнего эмпиризма. С самого начала Дж. Бруно признает права разума за основные в познании. Для него является неопровержимой истиной необходимость обязательной обработки чувственных данных с помощью разума. Он, как представитель нового естествознания, поддерживает и проповедует систему Коперника. Только для него эта система не есть результат одних только чувственных наблюдений, как раз наоборот: с точки зрения чувственного восприятия Земля остается неподвижной, а весь небесный свод оказывается движущимся вокруг Земли. Систему Коперника Дж. Бруно считает результатом не чувственных, а чисто разумных построений.
У Дж. Бруно неоплатонизм соединен с очень развитой диалектикой. В мире существуют бесчисленные противоположности. Он глубоко понимает и описывает диалектику части и целого, общего и единичного, причины и цели, материи и формы. Эти противоположности различны, но они сливаются в одно нераздельное целое. Очень интересны и звучат достаточно современно, например, его рассуждения о диалектике материи и движения. Отвлеченно, конечно, можно представить материю и движение по отдельности. Тем не менее в действительности и фактически существует только диалектическое единство того и другого, а именно только самодвижущаяся материя. Материя поэтому есть не только потенция, как это можно было бы думать на основании учения Аристотеля, она есть бытие самодвижущееся, самоставящее себе цели и само их достигающее.
Однако за неоплатонизм не сжигали на костре инквизиции. Почему же был сожжен Дж. Бруно? Очевидно, что не за платонизм и даже не за гелиоцентризм. Ведь эта участь миновала и Николая Коперника, и Галилео Галилея, и Иоганна Кеплера. Бруно сожгли не за безличностный неоплатонизм, не за борьбу с монотеизмом, а за антихристианство и антицерковность. В его мировоззрении не нашлось места для Творца. Он говорил о нем только в переносном смысле, а фактически ни в одном своем произведении не признавал никакого творца мира как мировой абсолютной личности. Его пантеизм был очень последовательный, и он не нуждался ни в каком творце мира. В этом его взгляды совпадали со взглядами античных неоплатоников. Однако они были язычниками, и Дж. Бруно пострадал именно за свой языческий неоплатонизм. Дж. Бруно был антихристианским и антицерковным неоплатоником. Для него материя являлась источником всего бесконечного качественного многообразия. Это противоречило не только учению Аристотеля о пассивности материи и активности формы, но и схоластическим представлениям об активности формы и учению об иерархии форм, на вершине которой находилась чистая форма без всякой материи, и эта форма всех форм признавалась в схоластике Богом.
Трактовка природы у Дж. Бруно органистична, т. е. он переносит чувственные и интеллектуальные свойства человека на всю природу. Исходя из идеи органи-цизма природы Дж. Бруно, который был сторонником идеи, что Солнце не является единственным центром Вселенной, что миров есть бесконечное множество, утверждал, что эти миры не только одушевлены, но и населены.
Конечно, правомерно считать Дж. Бруно предшественником новой точной науки, но в его наследии имеется и то, что, объективно говоря, не совпадает с этой наукой. Он восстанавливает в своем учении древнее языческое учение о переселении душ. Это вполне гармонирует с его пантеизмом и противоречит монотеизму, но вряд ли совместимо с новым естествознанием.
Эти последние замечания не умаляют его значения для формирования нового естествознания, вернее, новой натурфилософии. Поэтому сторонники научного прогресса всегда преклоняются перед силой духа великого мыслителя, который продолжил путь материалистическому пониманию природы.