Томмазо Кампанелла (1568—1639 гг.) — итальянский философ, представитель утопического коммунизма (социализма). Родился в Калабрии на юге Италии. Крупный писатель и общественный деятель своего времени.
В юности Томмазо Кампанелла поступил в монастырь ордена доминиканцев, где изучал произведения древних античных и средневековых мыслителей, особенно Аристотеля и Фомы Аквинского. Увлекался астрологией. Стал одним из руководителей заговора, направленного против испанских поработителей в неаполитанском королевстве. Заговор был раскрыт, и в 1602 году Томмазо Кампанелла был арестован и осужден на пожизненное заключение. В заключении провел 27 лет. Подвергался тяжелым пыткам. Однако в заключении он написал ряд философских произведений, среди которых особое место занимает «Город Солнца». Это произведение было опубликовано через десять лет после написания — в 1623 году во Франкфурте.
После освобождения из тюремного заключения в 1629 году бежал во Францию, где и умер. Во Франции он продолжал интенсивную интеллектуальную деятельность, написал ряд философских произведений. Его интеллектуальное наследие обширно: приведем названия некоторых из его трудов, которые дают представление о широте интересов этого мыслителя: «Философия, доказанная ощущениями» (1591), «Об ощущении и магии» (1620), «Защита Галилея» (1622), «Побежденный атеизм» (1631), «Три части универсальной философии, или учения о метафизических вещах» (1638) и др.
Черты раннего коммунистического утопизма у Томмазо Кампанеллы выступают гораздо ярче, чем у Т. Мора. В своем трактате «Город Солнца» он выдвигает на первый план учение о труде, об отмене собственности жен и детей, т. е. о ликвидации семьи как первоначальной ячейки общества. Некоторые авторы говорят о влиянии на взгляды Кампанеллы идей раннего христианства, однако большинство историков философии говорит, что это влияние минимально, зато на взгляды Кампанеллы весьма значительно влияние учения Платона, изложенное в его «Государстве».
В идеальном Государстве Солнца, как и у Платона, во главе стоят философы, мудрецы, созерцатели вечных идей. Они управляют государством не столько как светские лица, сколько как жрецы и священнослужители. Они высшие представители и правители этого государства и имеют право регламентировать все в этом государстве, вплоть до мельчайших бытовых вещей и отношений.
Браки здесь могут совершаться только в соответствии с государственными декретами, дети после рождения и завершения вскармливания грудным молоком немедленно отбираются у матери и воспитываются в специальных учреждениях, полностью лишенных любого общения с родителями, дети не могут быть даже знакомы с родителями. Семья как таковая не существует, нет в обычном понимании ни мужей, ни жен. Они являются таковыми только в момент разрешенного им сожительства государственным декретом; не должны они знать и своих собственных детей. Эти положения Томмазо Кампанеллы, конечно, не согласуются с идеями Возрождения, для которого именно личность, а не государство, должна быть на первом месте. Однако нельзя считать, что идея Кампанеллы не принадлежат Возрождению. Он не только проповедник позитивно понимаемого труда, но и вся его утопия носит все же следы идей Возрождения.
Кампанелла высмеивает людей, которые много внимания уделяют вопросам породы предков в коневодстве или собаководстве, но не обращают на это внимания при производстве детей. По его мнению, человеческое общество должно быть превращено в «идеальный конезавод». В обществе «начальник деторождения», подчиненный правителю Любви, обязан внимать и контролировать такие интимности жизни мужчин и женщин, о которых воздержимся говорить. Утверждал, что в половых делах должна учитываться астрология [31, с. 36]. Наивными являются попытки регламентировать жизнь соляриев (жителей Города Солнца — В. С.), которые днем должны носить белые одежды, а ночью и находясь за городом, — красные, при этом шерстяные или шелковые [31, с. 36], а черный цвет одежды запрещен вообще. Аналогичные советы, регламентирующие жизнь соляриев, даются по поводу трудовой деятельности, торговли, лечения, поведения утром и т. д. В городе Солнца нет палачей, которые казнят преступников, ибо наличие таких людей оскверняло бы государство, поэтому преступников должен забивать камнями сам народ, и прежде всего обвинитель и свидетели. Коперникан-ство отрицается, Солнце почитается на языческий манер, хотя истинное божество считается соляриями выше солнца.
Поражает в учении Кампанеллы смешение светских, религиозных, языческих, мифологических, научных и суеверных воззрений.
Что касается воззрений Кампанеллы на труд, то его взгляды подобны взглядам Т. Мора: частная собственность отсутствует; все граждане участвуют в производительном труде; результаты труда общие и равномерно распределяются между соляриями; труд совмещается с обучением. Солярии все должны делать вместе: ходить на работу и возвращаться с нее, вместе есть, отдыхать, петь песни. В Городе Солнца значительное внимание уделяется общественному воспитанию, дети воспитываются в специальных школах, и они занимаются науками, их приучают к коллективной жизни и правилам совместной жизни.
Во главе Города Солнца стоит пожизненный правитель. Это выборная должность. Правителя — Метафизика — избирают солярии, он должен обладать всеми знаниями и всеми профессиями своей эпохи.
Чтобы сложилось представление о Томмазо Кампа -нелле и его основном труде «Город Солнца», приведем несколько цитат из этого произведения:
«Верховный правитель у них — священник, именующийся на их языке «Солнце», на нашем же мы назвали бы его Метафизиком. Он является главою всех и в светском, и в духовном, и по всем вопросам и спорам он выносит окончательное решение. При нем состоят три соправителя: Пон, Син и Мор, или, по-нашему, Мощь, Мудрость и Любовь...
В ведении Мощи находится все касающееся войны и мира. Ведению Мудрости подлежат свободные искусства, ремесла и всевозможные науки, а также соответственные должностные лица и ученые, равно как и учебные заведения. Есть у них одна книга под названием «Мудрость», где удивительно сжато и доступно изложены все науки. Ее читают народу согласно обряду пифагорейцев [31, с. 39].
Ведению Любви подлежит, во-первых, деторождение и наблюдение за тем, чтобы сочетание мужчин и женщин давало наилучшее потомство.
Метафизик же наблюдает за всем этим, . и ничто не совершается без его ведома» [31, с. 44—45].
«Они считают, что в первую очередь нужно заботиться о жизни целого, а затем уже его частей» [31, с. 89]. Таким образом, идеи государства были выше, чем интересы отдельных соляриев.
Идеи социалистов-утопистов были реакцией на существующую в эпоху Возрождения несправедливость, они нашли отклик у многих современников, разделявших взгляды, что необходимо изменить существующий мир.
***
Философия эпохи Возрождения проложила путь классической философии Нового времени. В ней еще часто переплетались элементы старого и нового способов мышления, но при всем этом новое философское мышление пробивало себе путь неуклонно и целенаправленно.
Основным признаком философии Возрождения является его светская направленность, а также сосуществование и взаимное влияние развивающейся экспериментальной науки и философии.
Значение философии Возрождения, или философии Ренессанса, в том, что она, вообще говоря, подготовила все необходимое для возникновения философии Нового времени и обусловила необходимый и закономерный переход от средневековых философских традиций к философии, на новую научную методологию.