Этапы и особенности философии нового времени

Философия Нового времени — это, с одной стороны, философия периода от второй половины XV века до начала XX века. Однако XX век — это весьма спорная граница, так как уже в XIX веке начали формироваться философские направления, которые относятся к современной философии, например философия позитивизма. Возможно, более удачно можно считать завершением философии Нового времени немецкую классическую философию, поскольку именно она является вершиной развития классической философии. Философские учения, которые формировались после немецкой классической философии, уже принято считать постклассическими. Поэтому, более точно считать, что философия Нового времени, как и классическая философия в целом, завершается в 30-ые годы XIX века, когда наступает период новейшей философии, ознаменованный выходом в свет «Курса позитивной философии» Огюста Комте.

Пожалуй, наиболее характерной чертой философии Нового времени является отрицание почти всего, что было достигнуто в философии Средневековья. Можно согласиться, что философия этого времени отражает общую тенденцию европейской культуры Нового времени, которая может быть определена как протестантизм (протест против средневековья) и возврат к идеям древнегреческой культуры. Этот протестантизм коснулся всех составляющих культуры: и религии, и теории познания, и переосмысления роли науки; мировоззрения, которое становится преимущественно материалистическим.

Философия Нового времени разрабатывается преимущественно светскими мыслителями, в отличие от средневековой философии, которая разрабатывалась представителями религиозных иерархов. Более того, новое поколение философов выступает с критикой католицизма и даже вообще христианства и пытается его реформировать. Второй чертой, которая характерна философии Нового времени, является более тесная ее связь с философией Древней Греции, что повлекло за собой снижение интереса к проблемам онтологии, логики; перенесение в теории познания акцента с рационализма на эмпиризм и сенсуализм, субъективизм. Чем можно объяснить этот переход от схоластической философии Средневековья к философии Нового времени? Это объясняется прежде всего кризисом, который переживала в этот период религия и церковь, авторитет которых существенно снизился под влиянием критики внутри самой христианской идеологии, снижением авторитета служителей церкви, включая высших ее иерархов. Имелись для этого и социальные причины, прежде всего кризис феодализма, выразившийся среди прочего потерей контроля феодальной власти над крупными городами; появление национальных государств с автократической властью, стремящейся освободиться от влияния и подчинения высшей религиозной власти; становление нового типа государственного устройства.

Как известно, Новое время — это период перехода от феодализма к новому этапу развития общественноэкономических отношений — этапу первоначального капиталистического накопления и развития капиталистических общественно-экономических отношений, основанных на промышленном производстве. Это способствовало развитию науки, прежде всего в области естествознания. Новые достижения науки в области астрономии, механики и др. частных наук существенно изменили взгляды на религиозную картину мироустройства. Развивавшаяся в Средневековье схоластика, занималась преимущественно логическими исследованиями религиозных проблем, оторванных от действительности, проблемами крайне абстрактными и, можно сказать, пустыми. Эти исследования были разделены, практически, между не связанными друг с другом школами.

Все это повлекло развитие движения Реформации, направленного на отрицание существовавших религиозных традиций. Это, по существу, было отражением бунта человека против существующего общества. Люди требовали изменить свое положение в обществе, уважать их достоинства, стремились к гарантии их свобод по отношению к власти, обществу и государству. В науке возник протест против аристотелизма, против приоритета формы над содержанием, против абсолютизации дедуктивного метода в научных исследованиях.

Характеризуя философию Нового времени, мы придерживались взглядов известного польского историка философии Владислава Татаркевича, которые изложены в его фундаментальном труде, выдержавшем более 15 изданий и ставшем классическим. Вл. Татаркевич писал: «Философия Нового времени прошла через этапы, аналогичные этапам философий древней и средневековой: имела свой этап подготовительный, свой этап просвещения и критики и даже два этапа построения философских систем.

  • A) Первым этапом было Возрождение, охватывающее века XV и XVI, для философии это было время переходное и подготовительное.
  • B) Этап философских систем Нового времени, охватывающий примерно XVII век.
  • C) Этап Просвещения и критики в XVIII веке.
  • D) Новый этап философских систем в первой половине XIX века. Потом, от половины XIX века (точнее говоря, от 1830 года) наступил этап новейшей философии, наполненный вновь критическими устремлениями» [13, II, с. 6].

Такая позиция позволила нам придерживаться точки зрения, что и философия Возрождения (Ренессанса) и философия Просвещения являются составными частями философии Нового времени.

В философии Нового времени, следовательно, можно выделить следующие этапы:

  • Философия эпохи Возрождения (XV—XVII вв.) как переходный и подготовительный этап собственно философии Нового времени;
  • Этап философских систем Нового времени, охватывающий примерно XVII век;
  • Этап Просвещения и критики, который хронологически охватывал XVIII век; включая философию И. Канта;
  • новый этап философских систем, который хронологически охватывает первых три десятилетия XIX века (романтизм и гегелианство).

Анализ основной проблематики философии Нового времени считаем полезным дополнить некоторыми рассуждениями о логике историко-философского развития, т. е. рассмотрением возникновения, становления, развертывания и исчерпания эпохального предмета философской рефлексии. Для античной эпохи — это Единый мир — Космос, для Средневековья — Божественный Универсум, а для Нового времени — Безличное универсальное бытие. В Средневековье был исчерпан как соответствующий этой эпохе предмет философии, так и способ его постижения — аристотелевская логика.

Именно поэтому философия Возрождения, которая явилась негативной реакцией на теоцентризм и авторитаризм прежней философии, сосредоточилась на исследовании прежде всего проблем природы и человека (предмет философии) и на поиске новых методов их познания, новой методологии науки, если речь идет о способах рассмотрения этой новой проблематики философии.

Этот процесс протекал не в чистом виде: мы увидим, анализируя взгляды Николая Кузанского, Фрэнсиса Бэкона, Рене Декарта, влияние на их философию отголосков схоластики, хотя фундаментом Ренессанса была, несомненно, античная философия и прежде всего философия Древней Греции.

Особой популярностью пользовалась в период Возрождения философия Платона. Ее влияние можно было проследить и у Данте, и у Петрарки, и у Николая Кузанского, и у Джованни Пико делла Мирандолы...

Это было новое обращение к наследию Платона после многих лет господства аристотелизма, обусловленного арабскими мыслителями и главой христианской зрелой схоластики Фомой Аквинским. Обращение к Платону как будто бы символизировало оппозицию схоластике, освобождение философии от догм и схем прежней философии, а отношение к Платону можно проиллюстрировать тем, что во многих научных трактатах его называли не иначе как «божественный Платон» (Николай Кузанский). В честь Платона в 1440 году во Флоренции создана Академия Платона, одним из основателей которой был Марсилио Фичино. Вместе с обращением к Платону мыслители эпохи Возрождения обращались к трудам Плотина, Прокла, Порфирия и других неоплатоников. Пантеизм этой философии («Все есть Бог, а Бог есть во всем») способствовал усилению внимания философов к исследованиям природы и человека.

После философии Возрождения наступает этап развития философских систем Нового времени, затем этап Просвещения и критики и возврат к продолжению развития философских систем. Если предварительно охарактеризовать этот период развития европейской философии, то можно выделить две доминирующие концепции этой философии — эмпиризм и рационализм. Однако в кратком вступлении нет возможности анализировать эти концепции, и мы обратимся к этому позже. Однако сделаем одно замечание, которое характеризует итог развития философской мысли Нового времени от Николая Кузанского до Г. В.Ф. Гегеля. Этот итог пока носит умозрительный характер, и мы попытаемся его проиллюстрировать и доказать в последующих лекциях, посвященных изучению философии Нового времени.

Весь ход развития философии этого периода позволил большинству мыслителей прийти к убеждению и романтической вере в то, что:

  •  возможно истинное постижение действительности с помощью человеческого разума;
  • возможно выразить все многообразие знания о природном и социальном мире в единой всеобъемлющей системе, построенной при помощи дедуктивного метода;
  • возможно разрешить любую научную проблему, которая возникла в ходе познания Универсума, в рамках этой единой системы знания.
Ключевые слова: Новое время, Философия
Источник: Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 1: Исторические типы классической философии. — М.: Прометей, 2018. — 457 с.
Материалы по теме
XX в. и развитие философии: экзистенциализм, неопозитивизм и постпозитивизм
Философия для «чайников». Учебник для академического бакалавриата: А. Д. Попова, 2018
Утопическая философия Томаса Мора
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 1: Исторические типы...
Философия Томмазо Кампанелла
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 1: Исторические типы...
Философия Фрэнсиса Бэкона
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 1: Исторические типы...
Философия Рене Декарта
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 1: Исторические типы...
Философия Томаса Гоббса
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 1: Исторические типы...
Философия Бенедикта Спинозы
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 1: Исторические типы...
Философия Джона Локка
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 1: Исторические типы...
Оставить комментарий