Философия Рене Декарта

Рене Декарт (1556 — 1650 гг.) родился в дворянской семье. Его отец был советником парламента в Бретании. Мать умерла от болезни легких, когда Рене было всего год от роду. Эта же болезнь с ранних лет поразила и Р. Декарта. Врачи считали его обреченным, так продолжалось практически двадцать лет, и все эти годы Рене мучила мысль о сомнительности собственного существования.

В 10 лет отец привез мальчика в привилегированное учебное заведение, организованное орденом иезуитов в Париже, — коллегию Ля Флеш. Эта коллегия находилась под опекой французского короля, и в ней были созданы условия для получения блестящего образования. Декарт позже сам отмечал, что в этом учебном заведении работали лучшие в Европе учителя; в коллегии была собрана богатейшая библиотека. Весь персонал учебного заведения составляли монахи, и этим в значительной степени был обусловлен и подбор дисциплин для обучения студентов, и методы их преподавания. Обучающие предпринимали все необходимое для того, чтобы образ их мышления стал образом мышления обучаемых. В заведении была установлена довольно суровая, обязательная для всех дисциплина и требования повиновения, что требовало от преподавателей добиться от посвящаемых в ряды ордена подчинения действий, подчинения воли и подчинения ума. Обряд крещения закреплял за орденом и церковью тело обучаемого, нужно было еще приобрести его душу, воспитав стойкого по отношению к ереси. Здесь же поддерживалась строгая дисциплина действий, которая жестко регламентировалась соответствующим распорядком дня: подъем по общему сигналу в очень раннее утро; строем шли на молитву, на завтрак, на учебу, на прогулку и т. д., воспитывалось единомыслие.

Однако в этом строго установленном порядке все же было сделано исключение для Рене Декарта. Дело в том, что поступил в учебное заведение Рене очень болезненным, был не по возрасту малого роста, его преследовали приступы сухоты. Дело еще и в том, что последовательно сменявшие друг друга ректоры Ля Флеш были хорошо знакомы с семьей Декартов, а один даже был их родственником по материнской линии. В виду слабого здоровья Рене ему с позволения ректоров были установлены определенные поблажки: спал Рене отдельно от других студентов, у которых были большие общие спальни, и ему разрешалось оставаться в постели и после сигнала подъема; он освобождался при плохой погоде от прогулок и проводил это время в библиотеке, при этом имел возможность самостоятельно подбирать авторов книг для чтения, в том числе и произведения языческих и еретических авторов. Такие произведения тоже были в библиотеке, поскольку считалось, что будущие борцы с ересью должны были знать ее во всех оттенках.

Именно здесь Рене Декарт познакомился с произведениями скептиков, которые оказали весьма заметное влияние на его мировоззрение и будущую философию. Он был знаком с произведениями Агриппы, Монтеня и др.

Образование в Ля Флеш было фундаментальным: первые семь лет штудировали грамматику, риторику, богословие, схоластику. Латынью должны были владеть свободно, изучался и древнегреческий язык. Три года изучалась философия, и прежде всего труды Аристотеля, включая «Органон», «Первую и вторую Аналитики», «Этику», физику и математику, и завершали философское образование «Метафизикой» Аристотеля. Обучение шло на уроках, где главным действующим лицом был профессор. Эти уроки проводились ежедневно два раза в день, а также один-два раза в месяц — на репетициях и диспутах, где главным действующими лицами были студенты.

В коллегии Ля Флеш Декарт провел десять лет. Затем в течение двух лет вел светский образ жизни. На него произвели огромное впечатление достижения Галилея, с которыми он познакомился еще в Ля Флеш, и он увлекся изучением математики. В математике его впечатлила ясность и неоспоримость аксиом и правил геометрии и арифметики.

Уже во время учебы у Рене Декарта появились сомнения относительно схоластики, и он постепенно приходит к выводу, что именно сомнение надо довести до крайности и тогда, возможно, обнаружится достоверное знание, и на основе этого достоверного знания появится возможность реформировать все существующее знание, которое Рене Декарт охарактеризовал как сомнительное и вероятностное. В науке, которая существовала тогда, не было ни одного положения, которое бы нельзя было оспорить, а такая наука несовершенна, был убежден Р. Декарт. На смену ей должна быть поставлена истинная наука.

Философ перенес это требование преодолеть сомнительное в науке и на свое собственное сомнительное из-за здоровья существование. Он понимал, что поставленная им самим для себя задача реформировать науку потребует огромных усилий и предельного напряжения сил, и поэтому необходимо преодолеть свое слабое здоровье. Он увлекается верховой ездой, осваивает искусство фехтования и добивается успеха. Достаточно сказать, что прожил Рене Декарт более 90 лет. Умер в Швеции. По прихоти королевы Кристины он должен был изменить выработанной еще в Ля Флеш привычке долго (до 10—11 часов) оставаться в постели, предаваясь размышлениям. Своенравная королева назначала ему для бесед слишком раннее время, из-за чего он простудился, и эта простуда стала причиной его смерти.

До этого жизнь Р. Декарта вместила много событий. Он продолжил свое образование в области права и медицины, много путешествовал: был в Германии, Италии, Голландии, Франции, Швеции. Участвовал в военных действиях в качестве солдата как протестанстской, так и католической Баварской армии. Он был знаком со многими выдающимися учеными того времени. Значительную часть своей жизни провел в Голландии и здесь написал свои основные труды: «Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках», «Размышления о первой философии», «Первоначала философии», «Страсти души». После смерти было опубликовано, пожалуй, его самое раннее произведение — «Правила для руководства ума».

Вклад Рене Декарта в развитие науки невозможно оценить. Он по существу был ученым-энциклопедистом. Забегая несколько вперед, можно сказать, что его онтологические взгляды, которые были дуалистическими, повлекли за собой то, что и его научные достижения можно разделить на две части — учение о материальной и учение о духовной субстанциях.

В учении о материальной субстанции, которое он сам называет физикой, Р. Декарт оставил заметный вклад в ряде наук: в математике он известен как создатель аналитической геометрии, системы координат, носящей его имя — «декартовой», ввел понятие переменой величины и функции, алгебраические обозначения; в физиологии ввел понятие рефлекса («дуга Декарта»); в физике высказал идею о сохранении количества движения, дал понятие импульса силы; открыл некоторые закономерности в оптике; в астрономии является автором теории, объясняющей движение небесных тел вихревым движением материальных частиц («вихри Декарта»).

В учении о духовной субстанции, которое он называет метафизикой, он представитель дуализма души и тела, «мыслящей» и «протяженной» субстанций; родоначальник рационализма и интуитивизма в теории познания Нового времени, сторонник учения о врожденных идеях и истинах. Однако главным достижением этого выдающегося мыслителя, несомненно, является разработанная им новая методология научного познания. В учении Р. Декарта уже говорится не просто об универсальном методе познания, а разработана соответствующая система достижения истинного знания, то есть, по существу, создана наука о научном познании, или методология научного познания.

Р. Декарт, разрабатывая эту методологию, сформулировал требования к ней, он добивался от нее следующего:

  • уверенности в постижении истины; Р. Декарт отбрасывал все, что сомнительно и правдоподобно;
  • методология должна быть универсальной, то есть применимой для исследования любых предметов, процессов, явлений;
  • чтобы эта методология давала человеку такие знания, которые были бы ему и человечеству полезными;
  • чтобы она способствовала ликвидации и преодолению схоластических спекуляций.

Согласно Р. Декарту новая научная методология прежде всего должна давать исследователю гарантию познавательной уверенности. Мерой этой уверенности, считал он, подобно как в математике, являются ясность и очевидность. Истинно то, что ясно и очевидно. А ясно и очевидно то, что просто. Следовательно, науке нужен такой метод, который вскрывает простые составляющие мысли. Такая аналитическая процедура применяется в математике, и метод построения математики — дедукция — является универсальным для всех наук.

Декарт далее формулирует четыре правила применения этой новой методологии, которые справедливы для любых научных исследований:

  1. Не принимать на веру ничего, ни одной вещи, ни одной мысли за истину.
  2. Делить каждый из исследуемых объектов на столько частей, на сколько это возможно, или хотя бы на столько, сколько будет достаточно для его изучения.
  3. В процессе познания необходимо всегда двигаться от того, что просто, что легче познать, к тому, что сложнее, постепенно поднимаясь в изучении как бы по лестнице, до познания вещей самых сложных.
  4. Производить все суждения и общения так точно, так полно, чтобы иметь уверенность, что в них ничего не пропущено.

Итак, новая методология Декарта опирается на дедукцию как на универсальный метод постижения истинного знания. Напомним суть дедуктивного метода: сначала даются определения, дефиниции основных понятий; затем формулируются аксиомы — очевидные, простые, ясные положения, которые не требуют доказательства. Затем формулируются теоремы, каждая из которых должна быть доказана, опираясь на определения, аксиомы и предшествующие теоремы.

Декарт воспользовался этой схемой для реализации своей идеи реформирования науки.

Итак, нужно найти такие безусловно истинные утверждения, ясные, простые, очевидные, чтобы опереться на них как на аксиомы, чтобы осуществить намеченную реформу. Для этого необходимо подвергнуть сомнению все, что было до сих пор известно науке. Р. Декарт сформулировал принцип методологического сомнения, согласно которому мы должны сомневаться во всем без исключения, даже в том, что у нас есть тело, руки, ноги, что существует мир, светит ли Солнце и т. д., и т. п. Не можем мы сомневаться лишь в одном: сомнение существует реально; сомнение — это свойство мысли, значит, человек, сомневаясь, мыслит; но мыслить может лишь человек, реально существующий. Отсюда Р. Декарт выводит свое философское кредо: «Cogito ergo sum» — «Я мыслю, следовательно, я существую». В основе бытия лежит разум, ибо мышление — это работа разума. Это кредо Р. Декарт и принимает за аксиому для своей методологии.

Теперь необходимо найти базовое, основополагающее понятие, которое характеризовало бы сущность бытия. В качестве такого понятия Р. Декарт вводит понятие субстанции.

Субстанция — это все, что существует, не нуждаясь для своего существования ни в чем, кроме самого себя. Такая субстанция — это только Бог, именно он и только он не нуждается ни в чем, кроме себя, для того, чтобы существовать. Бог вечен, несотворим, неуничтожим, всемогущ, он — источник и причина всего. Будучи Творцом, Бог создает мир, который тоже состоит из субстанций — единичных вещей и идей. Созданные Богом вещи — это тоже субстанции, так как они не нуждаются в своем существовании ни в чем, кроме самих себя. Эти сотворенные субстанции самодостаточны только по отношению друг к другу, а по отношению к Богу они производны, вторичны и зависят от Бога.

Все сотворенные субстанции Декарт делит на два вида: материальные — вещи и духовные — идеи. Каждый из этих видов обладает специфическим неотъемлемым свойством-атрибутом. Атрибутом материальных субстанций является протяженность, а атрибутом духовных субстанций является мышление. Атрибут материальных субстанций — это общий для всех материальных вещей признак — протяжение в длину, ширину, высоту и бесконечная делимость.

Духовные субстанции имеют атрибутивное свойство — мышление, которое, наоборот, неделимо.

От атрибутивных свойств материальной и духовной субстанций производны другие свойства, Декарт называет их модусами. Модусами протяжения является, например, форма, движение, положение в пространстве и т. п., а модусами мышления являются, например, аффекты, чувства, желания и др.

Человек — это единственное существо, в котором соединяются и существуют и материальная субстанция — тело, и духовная — мышление. Из дуалистической природы человека Декарт имплицирует вывод, что ни материя, ни мышление не могут быть первичными сами по себе, они всегда выступают как два различных проявления единого бытия.

В теории познания Декарт последователен в своих рассуждениях о новой методологии. Именно применение универсального метода — дедукции — позволит продвинуть вперед познавательный процесс. По образному выражению Декарта, это позволит перейти от кустарных методов в познании к производственным. Только используя рационально-дедуктивный метод, можно достичь достоверного знания во всех науках.

Целью познавательной деятельности человека, по мнению Р. Декарта, является получение новых и новых знаний о мире, изобретение новых технических средств, делающих труд человека более эффективным, и усовершенствование природы человека, и установление его господства над природой. В теории познания Декарт распространяет свой рационализм до интуитивизма, утверждая, что существуют врожденные идеи. Человек получает большинство знаний с помощью разума и дедукции, однако существуют такие знания, которые не требуют никаких доказательств. Это истины — аксиомы. Это врожденные идеи, которые существуют в разуме Бога и разуме человека и передаются из поколения в поколения. Эти врожденные идеи существуют в виде понятий и суждений. Примером первых являются: Бог (существует), число (существует), тело, душа, воля и т. п., а примером вторых — суждения «Целое больше своей части», «Нельзя одновременно быть и не быть» и ДР-

Дуализм Р. Декарта, о котором мы говорили, был непоследовательным. Действительно, сформулированное им утверждение «Я мыслю, а следовательно, я существую» — это, по существу, означает его переход на позиции субъективного идеализма: бытие человека здесь Декартом выводится из его мышления. Поэтому известный русский философ Вл. Соловьев назвал субъективно идеалистическое отклонение в философии Декарта «самозванцем без паспорта».

Заслуги Р. Декарта и его значение в европейской и мировой философии относятся прежде всего к его попытке создания новой научной методологии. Это важная не только для внутренних потребностей философии, но и для формирования нового естествознания доктрина. Декарт обосновал значение разума в познании, веру в его возможности, хотя исходным моментом в его методологии был пессимизм, сомнение, однако в итоге был сформулирован метод оптимистический: он дает науке возможность стать планомерной, организованной познавательной деятельностью и необходимость применения полученных знаний на практике.

Эффективность своей новой методологии сам Декарт продемонстрировал в различных областях естествознания. Он предпринял весьма эффективные усилия по преодолению религиозно-схоластической философии и указал путь к развитию науки для нужд развивающейся промышленности. Философия Р. Декарта представляет собой новый, цельный и рационально обоснованный образ мира, в котором не только оценены все полученные к этому времени результаты в естествознании, но и определены перспективы его дальнейшего развития. Можно отметить, кажущуюся на первый взгляд парадоксальной, положительную в истории оценку дуализма Р. Декарта, т. к. он дал возможность различной трактовки его учения, что повлияло на широкое распространение взглядов Рене Декарта среди философов и ученых, придерживающихся разных мировоззрений

Пожалуй, именно философия Р. Декарта ознаменовала решительный переход в европейской науке от схоластики к рационализму и к научной методологии.

Ключевые слова: Философия, Новое время
Источник: Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 1: Исторические типы классической философии. — М.: Прометей, 2018. — 457 с.
Материалы по теме
Философия Томаса Гоббса
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 1: Исторические типы...
Философия Бенедикта Спинозы
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 1: Исторические типы...
Философия Джона Локка
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 1: Исторические типы...
Философия Джорджа Беркли
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 1: Исторические типы...
Философия Исаака Ньютона
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 1: Исторические типы...
Философия Нового времени (1640-1870)
Понуждаев, Э. А. Философия: учебное пособие (курс лекций, проблемно-тематическийкурс,...
Этапы и особенности философии нового времени
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 1: Исторические типы...
XX в. и развитие философии: экзистенциализм, неопозитивизм и постпозитивизм
Философия для «чайников». Учебник для академического бакалавриата: А. Д. Попова, 2018
Оставить комментарий