Утопическая философия Томаса Мора

Томас Мор (1478—1535 гг.) — представитель нарождающейся буржуазии: он происходил из семьи, которая принадлежала к высшим слоям лондонской буржуазии. Образование получил в Оксфордском университете. Сделал головокружительную карьеру на государственной службе в Великобритании: был членом парламента, помощником шерифа Лондона, с 1523 года — председатель Палаты общин, а с 1529 года занял пост лорда-канцлера Английского королевства, т. е. занимал второй после короля — Генриха VII — пост в королевстве.

Томас Мор придерживался либеральных взглядов, был ценителем наук и искусства, пропагандистом веротерпимости и критиком тогдашних феодальных и зарождавшихся буржуазных порядков. Он был человеком глубоко религиозным, исповедовал католицизм и активно защищал его перед лютеранством, а затем и от Генриха VIII, который стал на путь Реформации — освобождения английской церкви от подчинения римскокатолической церкви и власти римского папы. После победы Реформации Генрих VIII становится главой англиканской церкви. Томас Мор отказался от признания Генриха VIII главой церкви и от присяги ему как главе независимой от Рима англиканской церкви, за что был отправлен в Тауэр и казнен.

Томас Мор — автор многих произведений, однако самым выдающимся его произведением, ставшим известным широко в Европе, стала «Золотая книга, столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и новом острове Утопия», опубликованная в 1516 году. В этой книге рассказ об Утопии (с греч. утопия означает место, которого нет) ведется от имени путешественника Рафаила Гитлодея, а сам Томас Мор якобы только пересказывает то, что поведал Гитлодей. А для собственной безопасности иногда даже выступает в качестве оппонента рассказчику. Это произведение состоит из двух книг: в первой дается острая критика социальной практики тогдашней Англии и Европы в целом, а во второй, будто бы на фоне контраста с существующей действительностью, рассказывается о порядках, существующих в Утопии.

Описываемая Томасом Мором Утопия и человек в этом вымышленном государстве представляется смесью старых и новых взглядов — от либеральных до рациональных. Человек рисуется автором достаточно серым существом, по-видимому, управляемый достаточно жестко государством. Все люди обязаны, согласно трудовой повинности, заниматься производительным трудом в соответствии с государственным распределением.

Общество разделено на семьи, но эти семьи определяются не только естественным происхождением и родством, но и отношением к производству: члены семьи могут быть переведены из одной семьи в другую в связи с производственной необходимостью, по решению государства. Даже в брачные дела государство может вмешиваться. Многое в браках регулируется государственными декретами. Допускается любая религия, вплоть до языческой, поэтому в Утопии должна существовать реальная веротерпимость. Священники избираются народом. Деятельность атеистов ограничена, т. к. она мешает нравственности общества. Все же высшей религией в Утопии признается христианство и монотеизм, науки и искусства не отрицаются, особенно музыка и пение.

Не существует частной собственности, все произведенные гражданами продукты поступают в собственность общества и затем равномерно распределяются между всеми. Так как производительным трудом занимаются все люди, кроме освобождающихся от труда тех, кто обнаружил способности к наукам, то для граждан государства достаточно шестичасового рабочего дня.

Семьям рекомендуется питаться не по отдельности, а в общих столовых. Как правило, одежда у всех должна быть одинаковой. В идеальном государстве имеются также рабы и военнопленные. Именно они исполняют самые непрестижные, грязные виды физического труда. Здесь не только утверждается институт рабства, как выгодный для государства способ получения дешевой рабочей силы, но и подчеркивается воспитательное значение рабства для населения: люди должны иметь перед глазами пример того, что с ним будет, если они будут нарушать требования государства. Материальные удовольствия могут иметь место в Утопии, однако особенно ценятся духовные удовольствия, и они являются главными как упражнения в добродетели и создании нравственной жизни.

В учении Томаса Мора приоритет отдается именно производству в сравнении с потреблением, которое характеризуется уравниловкой. Т. Мор обосновывает также примат государства над любыми общественными организациями, семьей. Мужчины и женщины имеют в Утопии равные права и обязанности.

У Томаса Мора, таким образом, мы тоже находим отступления от основных мотивов эпохи Возрождения. Это выявляется прежде всего в его взглядах на отношение между личностью и государством, между человеком и обществом. Приведем хотя бы несколько цитат из произведения Томаса Мора для иллюстрации противоречивости его взглядов, это проиллюстрирует как рациональное, так и парадоксальное в учении этого английского мыслителя.

«Человеческую жизнь по ценности нельзя уравновесить всеми благами мира» [30, II, с. 99].

«Где только есть частная собственность, где все меряют на деньги, там вряд ли когда-либо возможно правильное и успешное течение государственных дел; иначе придется считать правильным то, что лучшее достается самым дурным, или удачным то, что все разделено очень немногим..., остальные же решительно бедствуют» [30, II, с. 100].

«Утопийцы едят и пьют в скудных сосудах из глины и стекла, правда, всегда изящных, но все же дешевых, а из золота и серебра повсюду, не только в общественных дворцах, но и в частных жилищах, они делают ночные горшки и всю подобную посуду для самых грязных потребностей. Они вырабатывают (из золота — В. С.) цепи и массивные кандалы, которыми сковывают рабов. Наконец, у всех опозоривших себя каким-либо преступлением в ушах висят золотые кольца, золото обвивает пальцы, шею опоясывает золотая цепь.» [30, II, с. 104].

Рассказчик — Рафаил Гитлодей — для обоснования своих взглядов ссылается на Платона, говоря, что этот мудрец легко усмотрел, что один-единственный путь к благополучию общества заключается в объявлении имущественного равенства. Влияние теории идеального государства, разработанной Платоном, сказывается во многих других положениях утопического учения Томаса Мора, равно как и в учении Томмазо Кампанеллы, и это одно из проявлений своеобразия философии Возрождения.

Ключевые слова: Философия, Новое время
Источник: Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 1: Исторические типы классической философии. — М.: Прометей, 2018. — 457 с.
Материалы по теме
Философия Томмазо Кампанелла
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 1: Исторические типы...
Философия Бенедикта Спинозы
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 1: Исторические типы...
Философия Рене Декарта
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 1: Исторические типы...
Философия Фрэнсиса Бэкона
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 1: Исторические типы...
Философия Томаса Гоббса
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 1: Исторические типы...
Этапы и особенности философии нового времени
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 1: Исторические типы...
XX в. и развитие философии: экзистенциализм, неопозитивизм и постпозитивизм
Философия для «чайников». Учебник для академического бакалавриата: А. Д. Попова, 2018
Философия Нового времени (1640-1870)
Понуждаев, Э. А. Философия: учебное пособие (курс лекций, проблемно-тематическийкурс,...
Оставить комментарий