Философия Никколо Макиавелли

Никколо Макиавелли (1469—1527 гг.) — выходец из семьи обедневшего дворянства. Отец его был юристом. Никколо Макиавелли не получил систематического образования и достиг всего за счет самообразования. Занимал в течение нескольких лет высокий государственный пост: был секретарем Совета Десяти 2-й Канцелярии, которая занималась проблемами войны и администрирования (управления). Совет Десяти — это, по существу, правительство Флоренции.

Никколо Макиавелли выполнял также дипломатические поручения во Франции, Германии, Швейцарии. В 1512 году, после возвращения к власти семьи Медичи, был обвинен в подготовке заговора и приговорен к изгнанию. До конца жизни пытался завоевать внимание и признание новых властей. В результате его настойчивости Медичи опять призвали его на службу.

Историк, писатель, общественный деятель Флоренции, Никколо Макиавелли был сторонником умеренного демократического и республиканского строя. В области социальной философии и политики его открытия в науке об обществе и государстве иногда сравнивают с открытиями Христофора Колумба. Однако теоретические изыскания, изложенные в его произведениях «Государь» (опубликовано уже после его смерти), «История Флоренции», «Рассуждение на первую декаду Тита Ливия», «О военном искусстве», были направлены в будущее. Что касается современной ему Италии, которая была в то время раздробленной, находящейся в хаотичном состоянии, то Макиавелли, наоборот, требовал установления жесточайшей государственной власти и беспощадного правления ради приведения Италии в упорядоченное состояние.

В разработке политической философии Макиавелли не обращался ни к морали, ни к религии. Он исходил из трактовки людей как крайних эгоистов и обосновывал правомерность полицейского укрощения этого эгоизма любыми государственными средствами, допуская жестокость, вероломство, убийства, любые обманы, любую бесцеремонность.

Идеалом правления для Макиавелли был герцог Цезарь Борджиа — один из жесточайших и развращен-нейших правителей, придерживавшийся принципиально аморальных принципов. Он происходил из семейства, главой которого был папа Александр VI Борджиа. Герцог Цезарь Борджиа соединял в себе блестящие дарования и честолюбие, корыстолюбие, развращенность. Он торговал должностями, милостями, отпущением грехов. Ни один кардинал не мог быть им назначен, пока не заплатит большую сумму денег. Сын папы — герцог Цезарь Борджиа — в 1497 году убил своего брата герцога Гандиа, затем отравил своего кузена кардинала Джованни Борджиа. В Риме каждую ночь находили 4—5 убитых, преимущественно епископов и прелатов, и все знали, что это дело рук Борджиа. Говорили, что сын вместе со своим отцом Александром VI отравили кардиналов Орсини, Феррари и Микаэля, чтобы завладеть их большим состоянием. Этот перечень дел Цезаря Борджиа можно продолжать еще долго... Тем не менее этот человек был для Макиавелли образцом государя.

Как можно совместить это с Возрождением? Только если признать, что в своем учении Никколо Макиавелли отказывается сам от себя. Может, и не стоит полостью отождествлять самого Макиавелли с его «макиавеллизмом». «Макиавеллизм» — это концепция власти, политической деятельности, при которой политические цели ставятся выше норм морали, т. е. цель оправдывает средства, хотя сам Макиавелли никогда не формулировал такой мысли.

Однако не следует считать Макиавелли совсем аморальным человеком. Насилие он называл насилием, преступление — преступлением, измену — изменой, однако считал, что при определенных ситуациях они допустимы и приносят лучший результат в политике, чем слепое следование требованиям морали. Сам Макиавелли рассуждал, что моралист Савонарола погиб, в то время как лев и лис в одном лице — Цезарь Борджиа, сторонник террора, — добивался успехов. Нельзя быть моральным, когда эпоха аморальна. Было бы неплохо, если бы властитель был добрым, сочувствующим людям, но на практике сочувствие и сострадание ведут к росту налогов, а затем и к бунту, поскольку доброта, сострадание и сочувствие повсеместно считаются признаком слабости.

В условиях, когда народ еще не готов жить при республиканском правлении, необходим абсолютный властелин, который в интересах государства не должен быть ограничен ни религией, ни моралью, ни законом, ни собственными обещаниями и словами. Такая форма правления позже начала называться макиавеллизмом.

Обман со стороны государя в определенных условиях может считаться добродетелью. Государь внешне должен стремиться к демонстрации доброты, ласки, законности, человечности, религиозности, отказываясь от них в своей практической деятельности в случае необходимости. Им были разработаны и другие правила, техники и технологии управления государством, многие из которых прошли известную апробацию в практике управления в раздробленных итальянских королевствах.

Иногда взгляды Н. Макиавелли называют политическим реализмом. Он был, без сомнения, патриотом своей родины и считал, что бедствия Италии происходят из ее раздробленности. Чтобы преодолеть эту раздробленность, он и создал соответствующую теорию государства. При ее разработке он исходил из светских, а не из религиозных позиций: пытался раскрыть законы государственного развития, опираясь на анализ исторических событий; учитывал в своей теории особенности человеческой психики, опирался на анализ реальных фактов и обстоятельств. Макиавелли доказывал, что двигателем человеческой активности является человеческий материальный интерес. Основанные на этом принципе именно естественные законы жизни и человеческая психология определяют политику, а не Бог, не религия и не мораль. Государство должно заниматься политикой и не зависеть от церкви. Высшая цель и закон политики — благополучие и могущество государства, и здесь все средства хороши: цель оправдывает средства, интересы государства выше интересов любой личности.

Центральное место в философии Макиавелли занимает идея постоянного коловращения как результата влияния «фортуны» (судьбы, счастья). Это естественный ход вещей: люди могут использовать фортуну и достичь успеха — это зависит от них, от того, как они ею воспользуются, приспособят и как они могут ей противостоять. Эта концепция противоречит религиозному провиденциализму.

Философский метод и основания науки Макиавелли об обществе и государстве представляются ясными и современными для этого периода развития Италии. Научные выводы могут быть сделаны только на основе опыта как результата наблюдений за жизнью, а индукция — это единственная гарантия реализма.

Философия Н. Макиавелли опирается на следующие положения:

  • человек от рождения обладает злой природой; он эгоистичен, и движущими силами поступков человека являются его личные интересы, личная выгода;
  • совместное существование людей, каждый из которых исследует свои личные, корыстные интересы, невозможно;
  • единственная сила, способная обезопасить эгоистические устремления людской природы, — это государство;
  • во главе государства должен стоять единовластный правитель, знающий о низменной природе граждан этого государства;
  • правитель должен иметь двойственную натуру, для людей казаться добрым, внимательным и пр., но в своей деятельности не должен быть таковым, ибо результат его деятельности в таком случае будет противоположен желаемому: в результате правитель будет свергнут, а казна разграблена;
  • правитель не имеет права вторгаться в личную жизнь граждан, посягать на их имущество;
  •  государство признается высшей формой проявления человеческого духа, а служение государству — целью, смыслом и счастьем человека.

Макиавелли считается специалистом и в области военного строительства и искусства. Он резко критиковал институт военных наемников и рекомендовал заменить их постоянной армией, построенной на основе всеобщей воинской повинности и подчиненной полностью государю.

Надо признать все же, что в интеллектуальном наследии Никколо Макиавелли философии не так уже и много. Его практически не интересуют многие собственно философские проблемы. Он более теоретик политики, чем философ, однако наряду с тем, о чем мы уже сказали, можно заметить его рассуждения о том, что мир — это вечная гармония, так же как и наша планета: добро и зло уравновешиваются на ней и перемещаются в пространстве и времени. В циклическом развитии государства в определенный период оказываются на дне нищенской вегетации, чтобы вскоре вновь вознестись к вершинам славы. Это основной закон истории, а мораль, следующая из него, такова: никогда не нужно сомневаться в возрождении национального могущества. Государь должен знать законы развития общества для того, чтобы управлять их действиями, и для него не должна быть тайной природа и механизм человеческой деятельности. Таким образом, с точки зрения Макиавелли развитие государства — это процесс строительства, укрепления нового государственного строя, его упадок и последующее возрождение.

Закономерно возникает вопрос, как соотносятся взгляды Никколо Макиавелли с гуманизмом как основным признаком Возрождения. Ренессанс требует всестороннего развития личности, его гуманизма. Никколо Макиавелли предстает как циник, не имеющий друзей и близких людей, как человек беспринципный, крайний эгоист, что отталкивало от него всех, кто рядом работал, и т. д.

И все же, если можно так выразиться, Макиавелли принадлежит Возрождению как теоретик зарождающегося в Европе индивидуализма. Если иметь в виду конечную цель учения Никколо Макиавелли — государственное благо, то это гуманизм в его трагической форме — антивозрожденческий. С отдельной личностью в политике нужно обращаться, как с отдельными камнями при строительстве здания. Общество у Макиавелли — это упорядоченное множество безличностных единиц — людей, которые могут быть использованы для создания правильного человеческого общества. А эта цель гуманная. Мы уже отмечали, что для Макиавелли главная цель — патриотическая (а значит, тоже гуманная), это создание единой могущественной Италии по образцу идеального, по его мнению, государственного устройства Древнего Рима.

Конечно, индивидуализм, разработанный Н. Макиавелли, только до известной нормы собственно остается возрожденческим, выходя же за границы меры, он из доподлинно свободомыслящего превращается в индивидуализм, самоотрицающий свою гуманную сущность, то есть в тиранию.

Ключевые слова: Возрождение, Философия
Источник: Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 1: Исторические типы классической философии. — М.: Прометей, 2018. — 457 с.
Материалы по теме
Философия в период от эпохи Возрождения к эпохе Просвещения
Философия для «чайников». Учебник для академического бакалавриата: А. Д. Попова, 2018
Философская мысль эпохи Средневековья и Возрождения
Понуждаев, Э. А. Философия: учебное пособие (курс лекций, проблемно-тематическийкурс,...
Философия Франческо Петрарка
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 1: Исторические типы...
Философия Николая Кузанского
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 1: Исторические типы...
Философия Джордано Бруно
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 1: Исторические типы...
Философия Томмазо Кампанелла
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 1: Исторические типы...
Философия эпохи возрождения
Перевезенцев С.В., Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения
Особенности эпохи Ренессанса. Натурфилософия и пантеизм эпохи Ренессанса
Н.В. Рябоконь. Философия УМК - Минск.: Изд-во МИУ, 2009
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий