Религиозные чувства в христианстве

Важнейшим религиозным чувством в христианстве является любовь.

Апостол Павел так говорил о любви:

«Если я говорю языками человеческими и
ангельскими, а любви не имею, то я - медь
звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар
пророчества и знаю все тайны,
и имею всякое познание и всю веру, так что могу и
горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто. И
если я раздам все имение мое и отдам тело мое на
сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (1 Кор. 13,1-3).
«Любовь долготерпит, милосердствует,
любовь не завидует,
любовь не превозносится,
не гордится, не бесчинствует,
не ищет своего, не раздражается,
не мыслит зла, не радуется неправде,
а сорадуется истине;
все покрывает, всему верит,
всего надеется, все переносит.
Любовь никогда не перестает,
хотя и пророчества прекратятся,
и языки умолкнут, и знание упразднится» (1 Кор. 13, 4-8).

Ю.М. Зенько выделяет и ряд других значимых чувств, которые являются частью религиозных переживаний христианина. Самым важным он называет «благоговение к Богу». Из этого чувства, как он полагает, проистекают все прочие религиозные чувства. При этом чувство благоговения состоит из глубокого умиления и полной преданности Богу. Оно есть признание непосредственного присутствия в нашем духе бесконечного. В благоговении соединяются: возвышение духа, смирение, упование и самоотвержение.

Среди других Ю.М. Зенько называет:
- чувство почитания (почитание Богородицы, ангелов и святых мужей, приближающихся к Богу по своим нравственным совершенствам);
- религиозная радость (состояние довольства, спокойствия и душевной тишины, которое рождается в ней или вследствие общего настроения всей жизни, или вследствие совершения какого-либо христианского подвига);
- страх Божий (чувство вездеприсутствия Божия, боязнь оскорбить правду Божию и трепет человека за свою виновность и малость пред Богом, соединенные с любовью к Нему);
- смирение как основное условие спасения человека («Бог гордым противится, а смиренным дает благодать», «научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем».

Христианская психология не является результатом теоретических измышлений, она сформировалась на основе духовной практики многочисленных христианских подвижников и аскетов в темен не многих веков существования христианской Церкви. Особо важной в формировании религиозных чувств считалась борьба со страстями. Страстные состояния души не появляются ниоткуда, они формируются постепенно и им предшествует последовательный ряд промежуточных состояний. Наиболее близким к страсти является: пленение, - когда душа берется в плен и как связанная раба ведется к совершению дела, сосложение — когда в душе возбудилось непотребное желание и душа согласилась на то, сочетание - прилепление души к предмету страсти (сковывание внимания предметом).

Ю.М. Зенько отмечает, что с точки зрения христианства в душе человека находится лестница, одним концом ведущая на небо, а другим - в ад. Человек находится на ее середине, и в его воле выбрать либо путь наверх, либо путь вниз. Эта лестница духовно психических состояний выглядит следующим образом.
- стяжание Св. Духа
- созерцание
- благодать
- очищение
- покаяние (метанойя)
- внимание (трезвение)
- бодрствование
- сон, сновидения
- прилог
- сочетание
- сосложение
- пленение
- страсть
- прелесть
- одержимость (беснование)

Ключевые слова: Религия
Материалы по теме
Возникновение даосизма и его мировоззрение
Н.В. Рябоконь. Философия УМК - Минск.: Изд-во МИУ, 2009
Причины возникновения и существования религии
Основы социологии и политологии: учебник для учащихся средних профессиональных учебных...
Религия инков
История религии. В 2 т. Т. 1 : учебник для бакалавров / под ред. И. Н. Яблокова. — 4-е изд...
Религиозный экстремизм, фундаментализм и фанатизм
Психология кризисных и экстремальных ситуаций: учебник / под ред. Н. С. Хрусталёвой. — СПб...
Массовые религиозные истерии и эпидемии
...
Советская школа психологии религии
...
Формы психологического воздействии в новых религиозных движениях
...
Философия Древнего Китая: даосизм, конфуцианство
Философия для «чайников». Учебник для академического бакалавриата: А. Д. Попова, 2018
Оставить комментарий