Религия — один из древнейших социальных институтов. Она появилась раньше науки, семьи, государства, институтов социальной защиты. Первые религиозные системы возникали из необходимости объяснять непознанные, поражающие воображение и вызывающие страх явления природы. В дальнейшем, в процессе становления научных знаний, функция объяснения непознанного все более переходит к ним, а за религией закрепляются такие социальные функции, как консолидация общества, укрепление власти и системы управления, усиление социального контроля, обеспечение социальной защиты, социальной поддержки и психологической разгрузки.
Разделяющий подход. Представители этого подхода исходят из принципиальных различий системы верований и социума. Для них религия изначально трансцендентна (т. е. потустороння), несоциальна и агностична, а общество «посюсторонне» и вполне познаваемо. Социальны лишь некоторые составляющие религии — религиозные организации, учреждения, общины. Сторонники такого подхода дают и соответствующие определения религии. Например, протестантский теолог и социолог Р. Отто (1869—1937) считал, что религия — это переживание святого, а ее предметом следует считать нумиозное, т. е. исходящую от божества волю, власть, силу, вызывающую у человека благочестивый страх и трепет и в то же время очарование и одушевление.
Соединяющий подход. Его представители не выстраивают между религией и обществом непреодолимого барьера, а считают вполне нормальным изучение религии вкупе с другими социальными структурами. Например, немецкий теолог, культуролог и социолог Э. Трельч (1865—1923) ставил вопрос о влиянии на религию экономических, политических, семейных и других социальных отношений.
Социологический подход. Его представители делают акцент на социальных отношениях, связывающих системы верований и человеческие сообщества, на социальных функциях, выполняемых религиями в тех или иных обществах, на месте, роли и социальном статусе церкви в социуме, ее отношениях с другими социальными институтами, в первую очередь с государством. Современный американский социолог Г. Ленски определил религию как «систему верований о сущности сил, которые управляют в конечном счете судьбой человека, и связанных с ними ритуалов, исполняемых членами определенной группы». Как видим, у Ленски религия понимается как один из факторов воздействия на человека наряду с другими социальными факторами.
Структура и уровни религии
- Группы верующих — это общины католиков, протестантов, иудаистов, православных, мусульман, буддистов и др., а также секты (пятидесятников, трясунов, хлыстов и др.).
- Священные понятия, таинства — явления, связанные со сверхъестественными силами (чудеса, запреты, заветы, причастие).
- Вероисповедание — совокупность верований, которые объясняют устройство мира, человеческую натуру, окружающую природу, сверхъестественные силы.
- Ритуалы — совокупность определенных действий, образцов поведения по отношению к священным и сверхъестественным силам.
- Представления о праведном образе жизни — система моральных принципов, норм жизни, регулирующих поведение людей. Например, десять заповедей христианства, нормы шариата в исламе.
Ценностно-нормативный уровень религии.
Сложная совокупность верований, символов, ценностей, моральных заповедей содержится в священных текстах. Эти священные тексты являются для верующих источником знаний о мире, природе, космосе, человеке и обществе. Знания тесно переплетаются с художественнообразным или фантастическим изображением земной и небесной жизни. Религиозные идеи оказывают сильное воздействие на чувства и эмоции верующих, формируя у них особое, религиозное восприятие мира. Религиозные верования и знания являются особыми ценностными системами, основывающимися не столько на разуме, сколько на вере, на особом религиозном чувстве. Кроме того, они включают в себя традиционные моральные ценности и нормы человеческой цивилизации. Поэтому религия, как правило, способствует интеграции и стабилизации общества.
Поведенческий уровень религии.
Религиозное поведение резко отличается от поведения в других сферах человеческой деятельности, в первую очередь преобладанием эмоционально-аффектных переживаний. Поэтому религиозное действие относится к типу аффективного, нелогичного, иррационального социального действия, в значительной мере связанного с бессознательной сферой человеческой психики. Центральное место в религиозной деятельности принадлежит отправлению культа, содержание которого определяется религиозными нормами и ценностями.
Формы
Фетишизм. Фетиш (лат. — волшебный) — предмет, поразивший воображение верующих (необычный камень, зуб животного, ювелирное изделие), наделяемый мистическими, сверхъестественными свойствами, как то: исцеление, защита от врагов, помощь на охоте. С фетишем людей связывают не только религиозные, но и практические, повседневные отношения: за помощь фетиш благодарят, за неудачу — наказывают или заменяют другим.
Тотемизм — это вера в существование родственной связи между группой людей (род, племя) и определенным растением или животным. Термин «тотем» пришел из языка индейцев оджибве и означает «род его». Тотемами индейцы считали те виды растений и животных, которые давали им возможность существовать и выживать в сложных условиях. На начальном этапе развития тотемизма священные растения или животные употреблялись в пищу. Затем в тотемизм привносились элементы социальных, кровно-родственных отношений — члены рода (племени) верили, что их предки имели некоторые черты тотема. Усиление культа предков привело к запрету (табу) на употребление в пищу тотема, за исключением особых ритуалов.
Магия — это совокупность представлений и обрядов, в основе которых лежит вера в возможность влияния на людей, предметы и явления с помощью определенных действий. Магические представления возникают тогда, когда человек не уверен в своих силах, когда решение проблем зависит не столько от него, сколько от других факторов. Это заставляет его полагаться на помощь таинственных сил.
Анимизм — это вера в существование душ и духов. Отсюда вытекает вера в переселение душ, одухотворение явлений природы.
Теизм — это вера в богов или в единого бога. Такие боги мыслятся похожими на человека (антропоморфными) и наделяются собственными именами. Иерархия богов обычно соответствует организации человеческого общества. Вера во многих богов называется политеизмом и возникает ранее монотеизма — веры в одного бога. Монотеизм в человеческом обществе возник в процессе формирования иудаизма (рубеж I—II тысячелетия до н. э.) и трех так называемых мировых религий: буддизма (VI и V вв. до н. э), христианства (I в. н. э.) и ислама (VII в).
Социологи и антропологи до сих пор не имеют единого мнения об исторических сроках возникновения и существования определенных религиозных форм. Доказанной можно считать тенденцию развития форм религии от политеизма к монотеизму и от антропоморфных образов бога (богов) к абстрактному представлению о нем. По крайней мере все современные мировые и крупнейшие региональные и национальные религии монотеистичны.
Классификация
По распространенности религии могут быть подразделены на: всемирные (мировые), региональные и национальные религии (схема 13.5). В настоящее время существуют три мировые религии: христианство, которое имеет в своем составе три основные ветви (католицизм, православие, протестантизм), ислам, состоящий из двух течений (суннизм и шиизм), и буддизм: тантризм (индийский буддизм), ламаизм (тибетский буддизм), чань-буддизм (китайский буддизм), дзенбуддизм (японский). Под региональными понимаются религии, распространенные в нескольких, обычно соседних, странах. Например, индуизм имеет место в Индии и Непале, конфуцианство — в Китае, Корее, Японии, даосизм — в Китае и Японии. Можно выделить еще диаспорические религии, под которыми следует понимать систему верований, свойственную диаспоре, т. е. распыленному по миру этносу, не утерявшему своей идентичности и исторической памяти. К диаспорическим религиям можно отнести, например, иудейскую, христианско-григорианскую (армянская церковь) и некоторые другие. К национальным религиям относятся те, которые являются принадлежностью одной нации и, как правило, замыкаются в национальных границах.
По географическому признаку выделяют религии Запада, в которые включают все религии древних обществ — Египта, Месопотамии, Греции, Рима, славян, а также иудаизм, христианство и ислам. К религиям Востока относят иранские, индийские, китайские (дальневосточные) верования. К периферийным относят религии африканские, сибирские, индейские (американских индейцев) и религии тихоокеанских племен.
Под церковью в этом случае понимают религиозную организацию, имеющую достаточно большое количество членов во многих социальных слоях или большинстве общества, прочные, длительные и разветвленные связи с данным обществом.
Деноминация — типично американское явление, ибо она поставлена в условия конкуренции с церквями, другими деноминациями за прихожан. Деноминации выросли из небольших религиозных общин, например сект, и сумели распространить свое влияние в обществе, но еще не достигли ни численности, ни влияния церквей.
Если деноминация спокойно уживается в обществе, растет за счет новых членов и расширяет свое влияние, то секта — это такая религиозная организация, которая отвергает некоторые (но не все) основы вероучения церкви, борется с ней, замыкается в своих проблемах. Для нее характерна небольшая численность, но истовая преданность членов.
Культ — тоже небольшое религиозное объединение, для которого характерны закрытость от общества, противостояние господствующей церкви, тоталитарность внутренней жизни, специфичность ритуалов и безудержное увлечение ими. Наиболее опасные — это так называемые тоталитарные культы (секты), которые требуют полной преданности членов, устанавливают общность имущества, запрет выхода из организации, обязательность выполнения любого, даже самого абсурдного, требования его главы.
- Теологически убежденный верующий обладает религиозными знаниями, умеет доказывать и защищать свои религиозные принципы.
- Эмоциональный верующий проявляет свои религиозные чувства, но не всегда может их рационально объяснить.
- Обрядовый верующий склонен к совершению религиозных обрядов, но действительных религиозных чувств почти не испытывает.
- Мнимый верующий пытается убедить окружающих в своей вере, которой фактически нет.
- Мнимый атеист не участвует в обрядах, но в глубине души сохраняет веру в сверхъестественные силы, в чудеса и т. д.
Функции религии
- Интегративная функция. Позволяет сплачивать людей в единое общество, стабилизировать его и поддерживать определенный социальный порядок.
- Регулятивная функция. Заключается в том, что религия укрепляет и усиливает действие принятых в обществе норм поведения, осуществляет социальный контроль, как формальный (через церковные организации), так и неформальный (через самих верующих как носителей моральных норм). Эта функция осуществляется также через механизмы и средства социализации.
- Психотерапевтическая функция. Заключается в том, что религиозные действия, богослужения, обряды, ритуалы оказывают успокоительное, утешительное влияние на верующих, придают им моральную стойкость, уверенность, предохраняют от стрессов и самоубийств.
- Коммуникативная функция. Общение для верующих развертывается в двух планах: во-первых, связь с Богом, небожителями (высший вид общения), во-вторых, общение друг с другом (второстепенное общение). В результате общения возникает сложный комплекс религиозных чувств: радости, умиления, восторга, восхищения, подчинения, послушания, надежды на позитивное решение проблем, который создает положительную установку, формирует мотивацию к дальнейшему религиозному общению и посещению церкви.
- Культуротранслирующая функция. Позволяет сохранять и передавать культурные ценности и нормы, культурные и научные представления о мире и человеке, исторические традиции, памятные даты, имеющие как социетальный, так и общечеловеческий характер.
Таким образом, несмотря на свой почтенный возраст, религия в современном обществе продолжает оставаться вполне функциональным социальным институтом и играет важную интегрирующую, регулятивную, коммуникативную, психотерапевтическую, культуротранслирующую роль.
Секуляризация — это процесс вытеснения религиозной картины мира научно-рациональным его объяснением, это процесс снижения влияния религии на жизнь общества и деятельность людей, это мероприятия по отделению государства, других социальных институтов от церкви, по сокращению зоны контроля церкви в обществе.
Модернизация проявляет себя в храмовой архитектуре, религиозной живописи, скульптуре и литературе, изменении богослужений, в проведении в церквях светских мероприятий (разумеется, способствующих нравственному росту людей и расширению круга прихожан), более активном участи церкви в светской жизни общества, поощрении церковью развития музыки, искусства, спорта, заботе о воспитании, досуге прихожан.
Стремление к экуменизму — тяга ко все более глубокому межконфессиональному взаимопониманию и сотрудничеству. Наибольшую активность в этом проявляют протестантские церкви, которые выдвинули предложение о полном объединении всех христианских церквей и в 1948 г. создали для этого специальный орган — Всемирный совет церквей. В настоящее время Папа Римский и католическая церковь активно поддерживают идею сотрудничества со всеми христианскими церквями, включая Русскую православную.
Плюрализация религии — появление множества конкурирующих со «старыми» церквями новых деноминаций и культов, дающих возможность каждому члену общества сделать свой выбор.
Появление нового религиозного сознания, основанного на личной вере и опыте, а главное, на личном выборе.
Обретение религией новой социальной формы, содержащей определенные наборы религиозных и светских ценностей, норм и образцов поведения, причем каждый человек волен выбирать подходящую ему религиозную систему.
Религия в России
Религия в России пережила в XX в. тяжелые времена. Из фактически государственного института императорской России церковь при большевиках — воинствующих атеистах превратилась в одну из самых гонимых и унижаемых организаций. После ухода коммунистов от власти в современной России начался религиозный ренессанс: восстанавливаются старые и строятся новые храмы, растут религиозные общины, увеличивается общее количество верующих. Повышается интерес к религиозным ценностям и нормам, обрядам, истории религий. Несмотря на то что по Конституции Российская Федерация является светским государством, объективно усиливается влияние религиозных идей на духовную жизнь общества и духовенства — на государственную политику.
В то же время следует напомнить, что Государственной думой принят Закон «О свободе совести и религиозных организациях» (1990 г.), в соответствии с которым каждый гражданин имеет право исповедовать любую религию или быть атеистом.
В современной России явно доминирует православная религия и как организация, представляющая ее — Русская православная церковь, на которую ориентировано примерно 85 % россиян (разумеется, из этого числа следует исключить атеистов). Учитывая этот факт, Рождество по православному календарю (7 января) объявлено в России национальным праздником. Другие христианские конфессии (католическое, протестантские), а также иудаизм имеют незначительное влияние, главным образом в Москве, Петербурге, крупных городах, в Поволжье (в местах компактного проживания этнических немцев).
Ислам в России исповедуют примерно 15—20 млн человек (10—12 % населения), проживающих главным образом в Поволжье (Татарстан, Башкортостан) и на Северном Кавказе (Чечня, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Дагестан). Существуют мусульманские общины в Москве, Петербурге, крупных городах.
Третья мировая религия — буддизм — распространена в Алтайском крае, республиках Бурятия и Калмыкия. В некоторых крупных городах действуют буддийские храмы.