Религиозная картина мира в философии: что это такое

Откроем первые страницы книги под названием «Закон Божий». Когда-то дети в России под руководством их родителей, воспитателей, преподавателей дома и в школе начинали постигать мир, слушая или читая следующий текст:

«Всё, что мы видим: небо, солнце, луну, звёзды, облака, землю, на которой мы живём, воздух, которым дышим, — и всё, что на земле: траву, деревья, горы, реки, моря, рыб, птиц, зверей, животных, и наконец, людей, то есть нас самих, - всё это сотворил Бог. Мир есть творение Божие.

Богат и разнообразен мир Божий! Но ... в этом огромном разнообразии царит дивный и стройный порядок, установленный Богом, или как часто называют “законы природы”. Все растения и животные расселены по земле, согласно этому порядку. Всему дана определённая и разумная цель. Всё в мире рождается, растёт, стареет и умирает — одно сменяется другим. Всему Бог дал своё время, место и назначение.

Бог сотворил весь мир из ничего, одним Своим словом. Он всё может сделать, что пожелает.

Бог — высочайшее существо. Ему нет равного никого и нигде, ни на земле, ни на небе.

Мы, люди, своим разумом вполне постичь Его не можем. И сами мы ничего не могли бы узнать о Нём.. Что мы знаем о Боге, всё это открыто нам Им Самим» 244.

«Закон Божий» — это учебник для семьи и школы (причём не обязательно архаичный, музейный; например, для современной воскресной школы), и потому в нём, как и в любом учебнике, есть вопросы. Для приведённых фрагментов они таковы: «Кто сотворил мир и дал ему жизнь?», «Кто установил в мире стройный порядок?», «Для кого Бог создал мир?», «Можем ли мы вполне постигнуть умом своим, кто такой Бог, и сами узнать о Нём?», «Откуда же мы узнали о Боге, и что он Творец мира?»245

О том, какими должны быть правильные ответы на эти и другие вопросы, догадаться нетрудно. Кроме того, в главе «Предварительные понятия» ученики, знакомящиеся с азами православия, получают информацию о священных книгах, которые «соединённые вместе, в одну книгу, называются Библией. Это слово греческое, а по-русски означает книги»246.

Поскольку Библия является одной из самых тиражируемых и цитируемых книг в мире, то для претендентов на получение высшего образования в любой сфере имеет смысл хотя бы схематичное представление о религиозной картине мироздания. (Ведь в современных трудовых коллективах и иных повседневных реалиях встречаются не только атеисты да скептики.) А если, скажем, подумать о студентах теологических факультетов или бакалаврах-священнослужите-лях247, такой специфический выбор профессии предполагает формирование иных основ — глубоких, серьёзных, прочных знаний и религиозной веры. В этой связи мы искренне надеемся на то, что избранные пастыри, причастные к духовности масс, как и более широкий круг последователей определённой конфессии, именуемый верующими, — это не лицедейство, не погружение актёра в театральную роль, а предельно искреннее отношение к тем постулатам, которые включены в тексты, названные священными.

«В начале сотворил Бог небо и землю.

Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою.

И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.

И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы.

И назвал Бог свет днём, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один.

И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды.

И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так.

И назвал Бог твердь небом. И был вечер, и было утро: день второй.

И сказал Бог: да соберётся вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так.

И назвал Бог сушу землёю, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо.
И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя, дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так.

И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду её, и дерево приносящее плод, в котором семя его по роду его. И увидел Бог, что это хорошо.

И был вечер, и было утро: день третий.

И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для отделения дня от ночи, и для знамений, и времён, и дней, и годов; и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так.

И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днём, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды; и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю, и управлять днём и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что это хорошо.

И был вечер, и было утро: день четвёртый.

И сказал Бог: да произведёт вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землёю, по тверди небесной.

И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду её. И увидел Бог, что это хорошо.

И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле.

И был вечер, и было утро: день пятый.

И сказал Бог: да произведёт земля душу живую по роду её, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так.

И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что это хорошо.

И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему; и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землёю, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.

И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.

И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле.

... Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя: вам сие будет в пищу; а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал ... зелень травную в пищу. И стало так.

И увидел Бог всё, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой.

... И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал.

И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» 248.

Религиозная картина мира

Религиозная картина мира — это не только схема мироздания и система представлений о нём, основанная на вере в потустороннее и сверхъестественное. Центральное место в ней отведено Высшему Разуму («В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Всё чрез Него начало быть. В Нём была жизнь»249) Верховному Существу или существам, наделённому теми способностями, которых нет у обычных людей. Например, при чтении Корана в сознании верующего образ Всевышнего формируется из множества Его уникальных атрибутов250:

  • «Хвала — Аллаху, который сотворил небеса и землю, устроил мрак и свет! ... Он — тот, кто сотворил вас из глины» (6:1,2);
  •  «Аллах — тот, который ... низвёл с небес воду, и вывел ею плоды в ваш удел, и подчинил вам суда, чтобы они ходили в море по Его повелению, и подчинил вам реки, и подчинил вам солнце и луну труждающимися, и подчинил вам ночь и день, и дал вам всё, что просите. И если вы будете считать милость Аллаха, то не сочтёте её» (14:37);
  • «Аллах — творец всякой вещи» (13:17);
  • «Аллах мощен над каждой вещью» (2:103);
  • «И Аллах о каждой вещи свидетель!» (85: 9);
  • «Аллах — слышащий, знающий» (5:80);
  • «Он — слышащий, ведающий» (6:73);
  • «Аллах — над вами надсмотрщик!» (4:1);
  • «Аллах знает и то, что они скрывают, и то, что обнаруживают» (2:72);
  • «Не постигают Его взоры, а Он постигает взоры; Он — проницателен, сведущий!» (6:103);
  • «Аллах — знающий, мудрый» (4:111);
  • «Аллах прощающий, милосердный» (4:30);
  • «Аллах — прощающий, кроткий» (5:101);
  • «Он — лучший из решающих!» (6:57);
  • «Аллах — великий, мудрый» (8:51);
  • «Аллах, могуч, силен в наказании» (8:54);
  • «А кто правдивее Аллаха в рассказе?» (4:89);
  • «Слово Его — истина» (6:73).

Возвышенность и величие абстрактного Бога в мировых и национальных религиях, как правило, дополняется и усиливается Его формами, проявлениями, ипостасями, которые понятны людям и являются для них эталонами мышления и поведения. Таковы, например, пророк Моисей для иудеев, Иисус Христос для христиан, Сиддхартха Гаутама для буддистов.

Остановимся чуть подробнее на буддизме, поскольку, во-первых, часть населения России (буряты, тувинцы, калмыки и др.) исповедует эту религию, а во-вторых, священные тексты буддистов под названием «Трипитака», созданные в VI-III вв. до н. э., в сравнении с христианскими и мусульманскими писаниями разнятся по объёму как океан и море и в связи с этим заслуживают внимания в рамках данного курса.

Ядром духовности, кристаллизованным из проповедей Будды Шакьямуни и объединившим буддистов всего мира не только формально, в плане культа (это есть и в других конфессиях — у католиков, православных), но и как еди-новерцев-единомышленников (а более всего это выражено в исламе), являются учения:

  • о дхарме которое состоит из трёх частей (Сутра-питака, Виная-питака, Абхитхарма-питака) и получило получили название «Трипитака»;
  •  о срединном пути (между крайностями гедонизма, провозглашающего культ удовольствия как высшее благо и цель жизни, и экстремальностью аскезы, угнетающей тело и разум человека практикой самоистязаний);
  • о четырёх благородных истинах (страдании, причине страдания, возможности устранения причины страдания и восьмеричном пути освобождения от страданий);
  • о взаимозависимом (не жёстком, причинно-следственном) возникновении всех (!) элементов существования (пратитья-самутпада) и др.

Буддизм, как и другие религии, даёт надежду на избавление от самых мучительных сторон человеческого бытия. Именно они — духкха (страдания, невзгоды, страсти, страх смерти) — перевернули когда-то сознание принца Сиддхартха Гаутамы, который, как повествует легенда, получил четыре знамения, сначала узнав, что есть старость, болезнь, смерть, а затем, увидев безмятежного скитальца в оранжевом одеянии, который шёл с чашей для сбора подаяния вдоль по улице...

Однажды, попрощавшись со спящей женой и маленьким сыном, принц ушёл на поиски истины, которые продлились шесть лет, в течение которых он практиковал строжайший аскетизм. Став на этот путь, он вскоре вновь разочаровался, чем отвернул от себя и примкнувших к нему учеников. Его оставили совершенно одного, и он долго странствовал пока не пришёл на красивый берег прозрачной и быстрой реки и, сев в тени огромного дерева, решил: «Я не встану с этого места, пока ни достигну Просветления.»

В ночь майского полнолуния, как только-только поднялась утренняя звезда, к Нему пришло полное озарение, или Просветление: Сиддхартха Гаутама стал Буддой. Это знаменательное событие послужило началом его великой миссии: достигнув Просветления в 35-летнем возрасте, Он в течение 45 лет странствовал по всему северо-востоку Индии и распространял своё учение. Он учил всех и собирал вокруг себя великое множество последователей и стал самым известным духовным учителем Индии. Когда же Будда умер и достиг окончательной нирваны (паринирваны), его уход оплакивали монахи и миряне, мужчины и женщины, вельможи и нищие. Всем им, желающим и стремящимся обрести Истину и Просветление, Он оставил Знание того, что действия самого человека содержат в себе потенцию морального воздаяния (кармы), которая проявляется как в этой жизни, так и в новых воплощениях (сансара). Высшая религиозная цель буддиста — прекращение бесконечного потока существований — ассоциируется с успокоением, затуханием (нирвана) «волнения» дхарм.

Буддизм радикально отличается от иных мировых религий пониманием статуса человека по отношению к ... богам. Из всех существ только людям приписывается способность «встать на путь», последовательно искореняя различные недостатки, мешающие подлинному развитию Человека. Только среди людей могут появиться высшие духовные существа, те, которые сами достигли просветления, но в то же время стремятся помочь в этом другим.

Это отличие буддизма выступает основанием для констатации того, что между двумя картинами мира — религиозной и философской — нет каменной стены. По крайней мере, это не Великая китайская стена, а скорее та, которая разделяет США и Мексику. (Напомним, что дискуссии о прочности, надёжности и повышении финансирования этого погрансооружения будоражат американцев, особенно политические элиты, но в сущности эффективного решения проблемы нелегальной миграции не существует; по крайней мере таким способом точно.) Да, в некоторых священных текстах о философии говорится нелицеприятно: «Смотрите, (братия), чтобы кто не увлёк вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу», «Люди, принимающие “Бхагавад-гиту” такой, как она есть, получают огромное благо, те же, кто смотрит на неё, как на обычное философское сочинение, только напрасно теряют время, изучая её; постичь многочисленные воплощения Господа могут лишь те, кто безраздельно предан Ему, а не философы, которые только изучают Веды».

Но что из этого? Разве можно запретить философию и философствование?!

(Впрочем, сопоставляя эти религиозных источники, обратим внимание на существенное отличие. Вот интересный стих, имеющийся в «Гите»: «Верховный Господь сказал: О безгрешный Арджуна, ... есть два типа людей, стремящихся познать своё “Я”. Одни посвящают себя философским размышлениям, а другие преданно служат Господу». В комментарии на него читаем: «Религия, лишённая философской основы, превращается в ... фанатизм, а философия без религии остаётся на уровне умозрительных рассуждений.

Высшей целью всех трансценденталистов является Кришна. Философы, которые искренне и серьёзно ищут Абсолютную Истину, в конечном счёте тоже приходят к сознанию Кришны». При этом нескрываемый упор комментатора — Его Божественной Милости, основателя Международного общества сознания Кришны — в пользу одного из способов понятен и закономерен: «Путь, которым идут философы..., обходной... Лучшим является метод сознания Кришны, так как он не требует очищения чувств посредством философских размышлений. Метод сознания Кришны сам по себе очищает человека от материальной скверны. Будучи непосредственным служением Господу, он одновременно прост и возвышен»).

Литература:

  • 244    Закон Божий для семьи и школы со многими иллюстрациями. Составил протоиерей Серафим Слободской. Издание четвёртое. — Jordanville (N. Y.): Holy Trinity Monastery, 1987. С. 15, 19, 23. С философско-исторической точки зрения любопытно и курьёзно, что 100-тысячный тираж этой книги в 1990 году был выпущен с разрешения Московской патриархии в . типографии ордена Трудового Красного знамени издательскополиграфического объединения ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия», т. е. издательством, которое в СССР выпускало исключительно атеистическую литературу.
  • 245    Закон Божий для семьи и школы со многими иллюстрациями. Составил протоиерей Серафим Слободской. Издание четвёртое. — Jordanville (N. Y.): Holy Trinity Monastery, 1987. С. 22, 26.
  • 246    Там же. С. 26.
  • 247    См.: В Московской духовной академии состоялась презентация учебных пособий для бакалавриата духовных школ Русской Православной Церкви // Русская Православная Церковь (Официальный сайт Московского патриархата). 2017. 19 октября / http: / / www.patriarchia.ru/ db / text/5040818.html.
  • 248    Бытие (Первая книга Моисеева), 1:1-31; 2:2,3 // Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета канонические. В русском переводе с параллельными местами. С приложением краткого библейского указателя и с объяснительными   примечаниями пастора Б. Геце. Первое издание. Издательство Б. Геце, 1939 / Юбилейное издание 1000-летие крещения Руси (988-1988). Пятое издание. Стокгольм: И. Геце и Институт перевода Библии, 1988.
  • 249    Новый завет. От Иоанна Святое благовествование, 1:1-4.
  • 250    Далее цитаты из Корана с указанием сур и аятов приведены по изданию: Коран. Пер. и коммент. И. Ю. Крачковского. 2-е изд. — М.: Главное издательство политической литературы, 1986. (727 с.)
Ключевые слова: Картина мира, Религия
Источник: Понуждаев, Э. А. Философия: учебное пособие — Москва; Берлин Директ-Медиа, 2019. — 428 с.
Материалы по теме
Особенности социально-психологической зависимости в новых религиозных движениях
...
Политика и церковь
Политология в вопросах и ответах: учебное пособие / А. А. Горелов. — М.: Эксмо, 2009. — 256...
Исторические типы религий
История религии. В 2 т. Т. 1 : учебник для бакалавров / под ред. И. Н. Яблокова. — 4-е изд...
Историческая эволюция джайнизма
История религии. В 2 т. Т. 1 : учебник для бакалавров / под ред. И. Н. Яблокова. — 4-е изд...
Русская религиозно-идеалистическая философия конца XIX - начала XX веков
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 2: Неклассическая философия...
Мораль и нравственность в исламе
...
Восточно-ориентированное направление новых религиозных движений
...
Религиозные теории происхождения языка
Ганеев Б.Т. - Язык. Учебное пособие - 2001
Оставить комментарий