Согласно исламскому учению, в этом мире не существовало и не существует ничего, не зависящего от воли Аллаха. Одна из основных формул ислама - «на все воля Аллаха». Главная добродетель для мусульманина — отказ от самостоятельности на земле и подчинение воле Аллаха, поскольку благочестие перед Богом есть покорность. По Корану, каждое событие предопределено и вписано в книгу вечности до сотворения мира, так что никакие усилия человека не могут ничего предотвратить. Каждая попытка противопоставить поступкам Бога собственный умысел или хотя бы только свое мнение есть признак одержимости силами мрака и зла, вытеснившими из человека благое начало. Большинство исследователей отмечают, что стержень ислама — предопределенность. По мнению P. M. Грановской, здесь и кроются корни фатализма, равнодушия к жизни, снижения значимости какой бы то ни было практической цели.
Во многих изречениях Корана говорится: «Аллах направляет кого хочет и предоставляет впадать в заблуждение кому хочет». По сути это значит, что человеку не указывают выхода, а предоставляют ему блуждать. Если у него и был какой-то выбор, то Бог заранее знал его результат. Поэтому на практике выбора нет - все предопределено.
По мнению P.M. Грановской, такая жизненная позиция облегчает жизнь, позволяя избегать поиска правильной нравственной ориентации в каждом отдельном случае.
На ранних этапах становления ислама большинство мусульман были сторонниками безусловного предопределения, т.е. отсутствия свободы воли. Только значительно позднее, в VII—IX вв. оформились два направления религии, по-разному относящихся к проблеме предопределения. Джабриты счптапи, «что человек полностью зависит от воли Аллаха»; казариты допускали возможность определенной свободы воли и ответственности личности за свой выбор по их понятиям, существует касба (присвоение), когда человек может выбирать между плохими и хорошими поступками, как бы предлагаемыми ему Аллахом, и поэтому несет за них ответственность. Таким образом, верующему предоставлена некоторая свобода воли, до определенного уровня, иначе было бы несправедливо, что Аллах привлекает его к ответственности.
При этом Л.С. Васильев обнаруживает в учении о предопределенности противоречие позиций ислама. Идея фатальности будущего существует наряду с идеей зависимости судьбы человека, его посмертного существования в раю или аду от его собственного поведения, например от того, насколько он может обуздать свои страстии направить себя по праведному пути (Л.С. Васильев, с. 130).
Р. M. Грановская полагает, что положение о предопределении обусловило успех военных походов Мухаммада. Если судьба каждого воина вписана в книгу вечности еще до сотворения мира и час смерти установлен заранее, то, отправляясь на поле битвы, правоверные ничем не жертвует, напротив, выигрывает рай. Считалось, что умерший на войне за веру попадает прямо в райские кущи, минуя испытания чистилищем. Воину прощаются все грехи, и он получает высокое положение у трона Аллаха. В силу такой уверенности мусульмане шли на войну без страха и с надеждой быстро попасть в рай.