Диагностика способностей

У одного и того же человека могут быть различные способности, но одна из них может быть более значительной, чем другие. С другой стороны, у различных людей наблюдаются одни и те же способности, но различающиеся между собой по уровню развития.

С конца XIX-начала XX века в психологии предпринимаются попытки измерить способности. Способности изучались вначале такими зарубежными психологами, как Р. Кеттел, Ч. Спирмен, А. Бине, Г. Айзенк и др. Для измерения способностей использовались тесты. Обычно применялась система тестов, возрастающих по трудности, что получило название «батарея тестов».

В отечественной психологии традиционным является определение способностей через выявление темпа продвижения в процессе деятельности, широты переноса формирующихся психических качеств, соотношения нервно-психических затрат н конечного результата деятельности. Диагностика способностей, основанная на перечисленных принципах, обогащена содержательными методами: диагностика способности к обучению, диагностические обучающие программы и др.

Исследование способностей ведется с различных сторон:

  • выявляется их общественно-историческая сущность в общесоциологическом плане;
  • изучается их развитие в конкретных видах деятельности:
  • рассматриваются общие механизмы формирования способностей.

Исследование различных видов специальных способностей проводится главным образом в связи с профессиональной ориентацией и профотбором.

Для определения склонностей (а в какой-то мере — и способностей) Е. А. Климов предложил разделить профессии на пять основных типов — в зависимости от объектов, на которые они направлены:

  • человек — природа (растения, животные, микроорганизмы);
  • человек — техника (машины, материалы. различные виды энергии и т. д.);
  • человек — человек (группы людей, коллективы);
  • человек — знаковая информация (книги, языки, коды, модели);
  • человек — художественный образ (изобразительное искусство, музыка и т. д.).

Склонности молодого человека при решении задач профориентации определяются прежде всего в рамках перечисленной классификации профессий, В целях профориентации применяют также целый ряд других адекватных методов диагностики склонностей и способностей.

Надо иметь в виду, что успешность выполнения любой деятельности определяется не какими-либо отдельными способностями, а сочетанием способностей, своеобразным у каждого человека и характеризующим его как личность.

Материалы по теме
Педагогические способности
Григорович Л.А., Педагогика и психология
Понятия и дефиниции семиологии - род и группы заболеваний по типологии, вид и тип болезни, течение - непрерывное и приступообразное, их характер
...
Признаки способностей
Хрусталева Т.М., Психология способностей
Дифференциальный диагноз при эпилепсии
Коркина М.В. - Психиатрия
Кадровая психодиагностика. Определение, история развития
Психологическая диагностика в управлении персоналом: Учебное пособие для сотрудников...
Методологические основы диагностики в психиатрии
Психиатрия: Учебник - Под редакцией В. К. Шамрея, А. А. Марченко: Санкт-Петербург, СпецЛит...
«Общие» и «специальные» способности и одаренность
...
Общая характеристика способностей. Задатки
Штейнмец А.Э., Общая психология
Оставить комментарий