Психоаналитическое направление в социальной психологии

Психоаналитическое направление в социальной психологии предполагает специфическую трактовку механизмов регуляции поведения людей в зависимости от их принадлежности к разным общностям. Согласно психоаналитической теории, структура личности человека состоит из следующих компонентов: «Оно», «Я» и «Сверх-Я». «Оно» является источником психической энергии и стремится к непосредственному удовлетворению первичных потребностей. «Сверх-Я» представляет собой усвоенные личностью в течение жизни социальные или личностные нормы и «задает» этические рамки поведения. «Я» — ядро личности, находится посередине между гедонистическими требованиями «Оно» и моралистическими запретами «Сверх-Я». Значение компонента «Я» состоит для личности в том, что он стремится к устранению вечного конфликта, порожденного инстинктом продолжения рода и запретами, налагающимися на реализацию этого инстинкта обществом. Динамическое взаимодействие этих трех элементов выражается в бессознательной мотивации, которая, в свою очередь, проявляется в поведении. «Я» вырабатывает средства защиты психики от разрушающего действия конфликта; это особые формы бессознательной активности, способы психологической защиты. Их, согласно 3. Фрейду, несколько:
- регрессия — возврат в детство, дающий психическое состояние комфорта и защищенности;
- рационализация — использование только той информации, в соответствии с которой собственное поведение может быть социально одобренным;
- вытеснение — сглаживание внутреннего конфликта путем забывания истинного, но неприемлемого мотива поведения;
- проекция — бессознательный перенос собственных неприемлемых чувств, желаний, стремлений на другой объект;
- идентификация — отождествление себя с другим человеком, перенос на него желательных чувств и качеств;
- сублимация — переключение инстинктивной энергии на процесс творчества, а также проявление остроумия или любые действия, вызывающие мгновенную разрядку напряжения в форме, санкционированной обществом.

В современных зарубежных прикладных исследованиях, выполненных в рамках социальной психологии, широко используется представление о механизмах защиты: в психологии рекламы, в психологии торговли, в юридической психологии и т. д. Остановимся подробнее на одном из приведенных выше механизмов защиты идентификации.

Фрейд рассматривал семью как группу, оказывающую решающее влияние на индивида. Семейные взаимоотношения он понимал как прототип отношений в любой социальной группе. Сущность первичной группы, по Фрейду, состоит в системе эмоциональных связей между людьми, которые принимают одну и ту же личность — лидера — за свой идеал и идентифицируют себя с ним. Значит, они идентифицируют себя и друг с другом. Таким образом, устанавливается два рода связей — между членами группы и между каждым членом группы и лидером. В случае нарушения связей с лидером группа распадается. Лидер не имеет эмоциональных привязанностей к кому-либо, кроме себя самого. Именно это качество нарциссизма и делает его лидером.

При идентификации с лидером не предполагаются обязательно позитивные чувства по отношению к нему. Фрейд рассматривал идентификацию с лидером скорее как механизм защиты от враждебных чувств к нему и как косвенный способ самому «стать» лидером.

К психоаналитической школе в социальной психологии можно отнести теорию интерперсонального поведения, созданную В. Шутцем. По его мнению, наряду с биологическими потребностями у человека существуют социальные потребности — включения, контроля и любви. Если биологические потребности регулируют связь человека с физическим окружением, то социальные — связь личности с ее человеческим окружением. Ребенок, лишенный в детстве адекватных форм удовлетворения таких потребностей, находит способы адаптивного поведения, которые полностью определяют поведение взрослого человека по отношению к другим.

Так, первая из социальных потребностей — потребность включения — может формировать стереотипы недостаточного социального, гиперсоциального или социального поведения. Первый тип формируется опытом недостаточной интеграции в семье, второй — избыточной, третий — адекватной интеграции. Индивид первого типа воспринимает себя человеком, не заслуживающим внимания других людей, второго — заслуживающим сверхвнимания, третьего — беспроблемным в межличностных отношениях.

Вторая социальная потребность — потребность в контроле — рождает тип поведения, варьирующий от сверхдисциплинированности до отсутствия дисциплины вообще. Этот тип Шутц назвал «отказывающимся» (когда человек отказывается от власти, ответственности и от принятия решений), «автократическим» и «демократическим».

Третья социальная потребность — потребность любви — основана на желании нравиться и быть любимым.
Неадекватные отношения родителей с ребенком выливаются либо в избегание тесных эмоциональных отношений, либо в упорные беспрестанные попытки их строить. Адекватный тип может строить и тесные эмоциональные, и дистантные отношения.

Шутц считал, что каждая группа проходит в своем развитии этапы, соответствующие трем типам социальных потребностей включения, контроля и любви. Формирование группы начинается с решения вопроса о том, остаться в данной группе или выйти из нее. Далее наступает фаза распределения ответственности и власти. В третьей фазе решается проблема эмоциональной интеграции. В случае распада группы движение идет в обратном порядке.

В свое время многие исследователи из ближайшего окружения Фрейда высказывали неудовлетворенность тем, что в его учении излишне подчеркивались биологические основания личности. Некоторые из них предприняли разработку собственных концепций и приобрели своих последователей. Так, Альфред Адлер полагал, что главным движущим мотивом человека является не превращение либидо, а в большей степени — борьба за превосходство. Главная цель в жизни, согласно его убеждениям, состоит в том, чтобы преодолеть чувство неполноценности, привитое нам в детстве. Люди выбирают те или иные профессии, женятся и выходят замуж, покупают дома и машины прежде всего для того, чтобы усовершенствовать собственное «Я» и таким образом чувствовать себя менее неполноценными, чем остальные.

Эрих Фромм считал, что движущей силой человека является стремление преодолеть тревогу, возникающую еще в момент его рождения — физического отторжения от тела матери. Эта тревога является следствием разъединенности пребывавших в слитном состоянии начал, нарушением первичного комфорта внутриутробного существования ребенка. Такую тревогу Фромм называл страхом одиночества, который человек может преодолеть двумя путями. Первый путь — стремление включить в «круг своей личности» других людей, автократически отрицая их своеобразие и исключительность; второй — включиться самому в какую-то общность (приобщиться к идее, направлению) вплоть до разрушения собственной индивидуальности. Оба пути осуществляются в русле так называемого садомазохистического комплекса, при котором предполагаются два способа разрушения индивидуальности. Оба они вызваны одиночеством и стремлением обрести слитное с другими людьми состояние.

Бегство от свободы, или неспособность выдержать собственную индивидуальность, уникальность и ответственность перед миром, является, по мнению Фромма, одним из основных мотивов поведения человека. Тоталитарное общество представляет собой такое образование, в котором и свобода, и индивидуальность полностью уничтожены, но человек жертвует ими ради мнимой безопасности, на самом деле представляющей собой полную детерминированность, отсутствие возможности какого-либо выбора. Вместе с тем Фромм был настроен достаточно оптимистично. Он полагал, что возможно гармоническое взаимодействие общества и человека. Такую гармоничность он связывал с раскрепощением внутренних способностей человека к любви, вере и размышлению. Он верил в то, что сознание человеком мнимости своего бытия («иметь»), реализация своей сущности («быть»), внутреннее моральное обновление освободят его от иллюзорности своего существования.

Карен Хорни (1885-1952) — представительница психоаналитического направления — тоже возражала против биологизации подхода к человеческой личности. По ее мнению, детские страхи коренятся во взаимоотношениях детей и родителей и вызывают так называемую базальную тревогу. Дело в том, что родители, стремясь обеспечить детям приемлемое, с точки зрения современного западного общества, будущее, заставляют их делать то, что совершенно не соответствует их внутреннему миру и психологической индивидуальности. Испытывая продолжительный прессинг, дети не ощущают себя принятыми и любимыми, особенно если не оправдывают родительских надежд. Базовая тревога, вызванная такой ситуацией, является невротической. Однако с неврозом можно справиться. Более того, личность начинает развиваться по мере того, как индивид учится справляться со своими тревогами. Хорни предложила свой метод индивидуальной работы (Хорни К., 1998).

Отметим, что психоаналитическое направление в социальной психологии основывается на предпосылке о «глубинных» детерминантах поведения человека, включающих в себя значительный элемент бессознательного. Основными методами психоанализа являются метод анализа свободных ассоциаций; анализ снов и толкование сновидений; анализ ошибочных и непреднамеренных (случайных) действий человека.

Ключевые слова: Психология, Наука
Источник: Андреева И.В., Социальная психология
Материалы по теме
Социальная психология в системе наук
Челдышова Н.Б., Шпаргалка по социальной психологии
Методология социальной психологии
Челдышова Н.Б., Шпаргалка по социальной психологии
Предмет и структура социальной психологии
Андреева И.В., Социальная психология
Физиологическая психология
Козлов В.В., Интегративная психология
Методологические основы психологии
Ефимова Н.С., Основы общей психологии
Этапы развития социальной психологии
Андреева И.В., Социальная психология
Развитие отечественной социальной психологии
Андреева И.В., Социальная психология
История отечественной психологии личности
Петровский А.В., Психология в России. XX век
Оставить комментарий