Методология социальной психологии

Методология (в переводе с греческого – «путь познания») – это область знания, изучающая средства, предпосылки и принципы организации и построения теоретической и практической деятельности.

Уровни методологии социальной психологии:

  1. общая методология – некий общий философский подход, способ познания явлений объективного мира. На этом уровне методология формулирует общие принципы соотношений общества и личности, которые применяются в социопсихологических исследованиях;
  2. частная методология – совокупность методологических принципов, присущих социологии и психологии, которые трансформируются в своеобразный норматив социально-психологического исследования и определяют исследовательскую стратегию;
  3. методология как совокупность конкретных приемов, методик, для которых характерно то, что они обычно являются относительно не зависимыми от общеметодологических принципов и применяются, как правило, в одной и той же форме в рамках различных методологических предпочтений.

Особенности научного исследования в социальной психологии:

  1. исследование ведется с конкретными объектами, определенным количеством эмпирических данных, которые собираются с помощью конкретных техник, методик и приемов;
  2. исследование подразумевает самостоятельное решение эмпирических, логических и теоретических задач;
  3. для исследования характерно достаточно четкое разграничение между установленными фактами и гипотетическими предположениями, отработаны процедуры проверки гипотез;
  4. целью социально-психологических исследований является объяснение фактов, явлений и их прогнозирование.

Социально-психологическое исследование – вид научного исследования, проводимое с целью установления в поведении и деятельности людей психологических закономерностей, обусловленных фактом включения в социальные группы, а также психологических характеристик самих этих групп.

Специфика социально-психологических исследований:

  1. описывают психологические характеристики самой группы;
  2. раскрывают некоторые характеристики сознания этих индивидов (представлений, мнений, установок, ценностей и т. п.) этих индивидов;
  3. имеют социальный контекст исследования, влияющий на отбор, интерпретацию и изложение фактов;
  4. источником данных является сам человек;
  5. неустойчивость и постоянное изменение социально-психологических явлений;
  6. культурно обусловленная относительность социально-психологических закономерностей;
  7. работа с реальными объектами исследования (индивидами и группами).

Источники информации в социальной психологии:

  1. характеристики реального поведения и деятельности людей и групп;
  2. характеристики индивидуального и группового сознания (мнения, оценки, представления, установки, ценности и т. п.);
  3. характеристики продуктов человеческой деятельности – материальной и духовной;
  4. отдельные события, состояния социального взаимодействия.

Тенденции развития социально-психологических методов исследования:

  1. повышение надежности методов, применяемых для сбора информации, за счет алгоритмизации исследования и формализации процедуры измерения (шкалирование признаков объекта, стандартизация правил сбора первичной информации и ее обработки);
  2. разработка компьютерных аналогов существующих методик исследования;
  3. комплексность сбора эмпирической информации, сочетание разнообразных приемов измерения, а также источников информации (тесты, опросники, экспертные оценки и т. п.)
  4. разработка методов уменьшающих субъективное влияние исследователя и исследуемых на процесс сбора эмпирической информации (аппаратные методы, проведение исследований в естественных условиях и др.).
Источник: 
Челдышова Н.Б., Шпаргалка по социальной психологии
Чтобы оставить комментарий или обсудить материал на форуме, необходимо зарегистрироваться или войти.