Методология социальной психологии

Методология (в переводе с греческого – «путь познания») – это область знания, изучающая средства, предпосылки и принципы организации и построения теоретической и практической деятельности.

Уровни методологии социальной психологии:

  1. общая методология – некий общий философский подход, способ познания явлений объективного мира. На этом уровне методология формулирует общие принципы соотношений общества и личности, которые применяются в социопсихологических исследованиях;
  2. частная методология – совокупность методологических принципов, присущих социологии и психологии, которые трансформируются в своеобразный норматив социально-психологического исследования и определяют исследовательскую стратегию;
  3. методология как совокупность конкретных приемов, методик, для которых характерно то, что они обычно являются относительно не зависимыми от общеметодологических принципов и применяются, как правило, в одной и той же форме в рамках различных методологических предпочтений.

Особенности научного исследования в социальной психологии:

  1. исследование ведется с конкретными объектами, определенным количеством эмпирических данных, которые собираются с помощью конкретных техник, методик и приемов;
  2. исследование подразумевает самостоятельное решение эмпирических, логических и теоретических задач;
  3. для исследования характерно достаточно четкое разграничение между установленными фактами и гипотетическими предположениями, отработаны процедуры проверки гипотез;
  4. целью социально-психологических исследований является объяснение фактов, явлений и их прогнозирование.

Социально-психологическое исследование – вид научного исследования, проводимое с целью установления в поведении и деятельности людей психологических закономерностей, обусловленных фактом включения в социальные группы, а также психологических характеристик самих этих групп.

Специфика социально-психологических исследований:

  1. описывают психологические характеристики самой группы;
  2. раскрывают некоторые характеристики сознания этих индивидов (представлений, мнений, установок, ценностей и т. п.) этих индивидов;
  3. имеют социальный контекст исследования, влияющий на отбор, интерпретацию и изложение фактов;
  4. источником данных является сам человек;
  5. неустойчивость и постоянное изменение социально-психологических явлений;
  6. культурно обусловленная относительность социально-психологических закономерностей;
  7. работа с реальными объектами исследования (индивидами и группами).

Источники информации в социальной психологии:

  1. характеристики реального поведения и деятельности людей и групп;
  2. характеристики индивидуального и группового сознания (мнения, оценки, представления, установки, ценности и т. п.);
  3. характеристики продуктов человеческой деятельности – материальной и духовной;
  4. отдельные события, состояния социального взаимодействия.

Тенденции развития социально-психологических методов исследования:

  1. повышение надежности методов, применяемых для сбора информации, за счет алгоритмизации исследования и формализации процедуры измерения (шкалирование признаков объекта, стандартизация правил сбора первичной информации и ее обработки);
  2. разработка компьютерных аналогов существующих методик исследования;
  3. комплексность сбора эмпирической информации, сочетание разнообразных приемов измерения, а также источников информации (тесты, опросники, экспертные оценки и т. п.)
  4. разработка методов уменьшающих субъективное влияние исследователя и исследуемых на процесс сбора эмпирической информации (аппаратные методы, проведение исследований в естественных условиях и др.).
Темы: Наука, Психология, Методология
Источник: Челдышова Н.Б., Шпаргалка по социальной психологии
Материалы по теме
Методологические основы психологии
Ефимова Н.С., Основы общей психологии
Развитие отечественной социальной психологии
Андреева И.В., Социальная психология
История отечественной психологии личности
Петровский А.В., Психология в России. XX век
Развитие социальной психологии
Тамотсу Шибутани, Социальная психология
Социальная психология в системе наук
Челдышова Н.Б., Шпаргалка по социальной психологии
Физиологическая психология
Козлов В.В., Интегративная психология
Предмет и структура социальной психологии
Андреева И.В., Социальная психология
Принципы и методы исследования в детской клинической психологии
...
Оставить комментарий