Методология (в переводе с греческого – «путь познания») – это область знания, изучающая средства, предпосылки и принципы организации и построения теоретической и практической деятельности.
Уровни методологии социальной психологии:
- общая методология – некий общий философский подход, способ познания явлений объективного мира. На этом уровне методология формулирует общие принципы соотношений общества и личности, которые применяются в социопсихологических исследованиях;
- частная методология – совокупность методологических принципов, присущих социологии и психологии, которые трансформируются в своеобразный норматив социально-психологического исследования и определяют исследовательскую стратегию;
- методология как совокупность конкретных приемов, методик, для которых характерно то, что они обычно являются относительно не зависимыми от общеметодологических принципов и применяются, как правило, в одной и той же форме в рамках различных методологических предпочтений.
Особенности научного исследования в социальной психологии:
- исследование ведется с конкретными объектами, определенным количеством эмпирических данных, которые собираются с помощью конкретных техник, методик и приемов;
- исследование подразумевает самостоятельное решение эмпирических, логических и теоретических задач;
- для исследования характерно достаточно четкое разграничение между установленными фактами и гипотетическими предположениями, отработаны процедуры проверки гипотез;
- целью социально-психологических исследований является объяснение фактов, явлений и их прогнозирование.
Социально-психологическое исследование – вид научного исследования, проводимое с целью установления в поведении и деятельности людей психологических закономерностей, обусловленных фактом включения в социальные группы, а также психологических характеристик самих этих групп.
Специфика социально-психологических исследований:
- описывают психологические характеристики самой группы;
- раскрывают некоторые характеристики сознания этих индивидов (представлений, мнений, установок, ценностей и т. п.) этих индивидов;
- имеют социальный контекст исследования, влияющий на отбор, интерпретацию и изложение фактов;
- источником данных является сам человек;
- неустойчивость и постоянное изменение социально-психологических явлений;
- культурно обусловленная относительность социально-психологических закономерностей;
- работа с реальными объектами исследования (индивидами и группами).
Источники информации в социальной психологии:
- характеристики реального поведения и деятельности людей и групп;
- характеристики индивидуального и группового сознания (мнения, оценки, представления, установки, ценности и т. п.);
- характеристики продуктов человеческой деятельности – материальной и духовной;
- отдельные события, состояния социального взаимодействия.
Тенденции развития социально-психологических методов исследования:
- повышение надежности методов, применяемых для сбора информации, за счет алгоритмизации исследования и формализации процедуры измерения (шкалирование признаков объекта, стандартизация правил сбора первичной информации и ее обработки);
- разработка компьютерных аналогов существующих методик исследования;
- комплексность сбора эмпирической информации, сочетание разнообразных приемов измерения, а также источников информации (тесты, опросники, экспертные оценки и т. п.)
- разработка методов уменьшающих субъективное влияние исследователя и исследуемых на процесс сбора эмпирической информации (аппаратные методы, проведение исследований в естественных условиях и др.).