Методологические основы психологии

Каждая наука для того, чтобы развиваться, должна опираться на исходные положения, дающие правильные представления о феноменах, которые она изучает. В роли таких положений выступают методология и теория. Б. Ф. Ломов в книге «Методологические и теоретические проблемы психологии», характеризуя современное состояние науки, отмечает, что в настоящее время «резко возрастает потребность в дальнейшей разработке методологических проблем психологической науки и ее общей теории».

Методология (от греч. methodos — путь исследования или познания, logos — наука, учение) —учение об идейных позициях науки, логике ее построения, научных подходах исследования.

Наука представляет собой систему, состоящую из знаний, фактов, законов и методов их исследования. Методология носит всеобщий характер, но она конкретизируется применительно к различным сферам практической и теоретической деятельности. В психологии такой сферой является психика, исследование которой предполагает разработку соответствующих методов.

Выделяют три уровня методологии психологии: общую, специальную и частную (схема 3).

уровни методологии психологии

В качестве общей методологии психологической науки выступает диалектико-материалистический подход к пониманию окружающего мира, роли и места психики в нем.

Отечественная психологическая наука исходит из того, что:

  1. Окружающий нас реальный мир материален.
  2. Материя первична, сознание вторично.
  3. Материя находится в непрерывном движении, развитии.
  4. Окружающий мир и психика прошли длительный путь эволюции.

Специальную методологию психологии составляют принципы:

  • принцип детерминизма, то есть причинной обусловленности психических явлений, это значит, что психика опосредуется естественными и социальными условиями и изменяется под их воздействием;
  • принцип единства сознания и деятельности означает, что сознание возникает, развивается и проявляется в деятельности, которая является формой активности сознания, а само сознание обеспечивает активный характер деятельности;
  • принцип развития позволяет рассматривать психику как продукт развития и в процессе развития;
  • принцип личностного подхода ориентирует исследователей на изучение индивидуально- и социально-психологических особенностей человека.

Частной методологией психологической науки являются более конкретные психологические подходы, исходящие из общей методологии, отражающие специфику отраслей психологии.

Темы: Наука, Психология, Методология
Источник: Ефимова Н.С., Основы общей психологии
Материалы по теме
Методология социальной психологии
Челдышова Н.Б., Шпаргалка по социальной психологии
Этапы развития социальной психологии
Андреева И.В., Социальная психология
Физиологическая психология
Козлов В.В., Интегративная психология
Психоаналитическое направление в социальной психологии
Андреева И.В., Социальная психология
Развитие отечественной социальной психологии
Андреева И.В., Социальная психология
История отечественной психологии личности
Петровский А.В., Психология в России. XX век
Развитие социальной психологии
Тамотсу Шибутани, Социальная психология
Социальная психология в системе наук
Челдышова Н.Б., Шпаргалка по социальной психологии
Оставить комментарий