Методологические основы психологии

Каждая наука для того, чтобы развиваться, должна опираться на исходные положения, дающие правильные представления о феноменах, которые она изучает. В роли таких положений выступают методология и теория. Б. Ф. Ломов в книге «Методологические и теоретические проблемы психологии», характеризуя современное состояние науки, отмечает, что в настоящее время «резко возрастает потребность в дальнейшей разработке методологических проблем психологической науки и ее общей теории».

Методология (от греч. methodos — путь исследования или познания, logos — наука, учение) —учение об идейных позициях науки, логике ее построения, научных подходах исследования.

Наука представляет собой систему, состоящую из знаний, фактов, законов и методов их исследования. Методология носит всеобщий характер, но она конкретизируется применительно к различным сферам практической и теоретической деятельности. В психологии такой сферой является психика, исследование которой предполагает разработку соответствующих методов.

Выделяют три уровня методологии психологии: общую, специальную и частную (схема 3).
уровни методологии психологии
В качестве общей методологии психологической науки выступает диалектико-материалистический подход к пониманию окружающего мира, роли и места психики в нем.

Отечественная психологическая наука исходит из того, что:

  1. Окружающий нас реальный мир материален.
  2. Материя первична, сознание вторично.
  3. Материя находится в непрерывном движении, развитии.
  4. Окружающий мир и психика прошли длительный путь эволюции.

Специальную методологию психологии составляют принципы:

  • принцип детерминизма, то есть причинной обусловленности психических явлений, это значит, что психика опосредуется естественными и социальными условиями и изменяется под их воздействием;
  • принцип единства сознания и деятельности означает, что сознание возникает, развивается и проявляется в деятельности, которая является формой активности сознания, а само сознание обеспечивает активный характер деятельности;
  • принцип развития позволяет рассматривать психику как продукт развития и в процессе развития;
  • принцип личностного подхода ориентирует исследователей на изучение индивидуально- и социально-психологических особенностей человека.

Частной методологией психологической науки являются более конкретные психологические подходы, исходящие из общей методологии, отражающие специфику отраслей психологии.

Источник: 
Ефимова Н.С., Основы общей психологии
Материалы по теме
Методология социальной психологии
Челдышова Н.Б., Шпаргалка по социальной психологии
Социальная психология в системе наук
Челдышова Н.Б., Шпаргалка по социальной психологии
Предмет и структура социальной психологии
Андреева И.В., Социальная психология
Этапы развития социальной психологии
Андреева И.В., Социальная психология
Физиологическая психология
Козлов В.В., Интегративная психология
Психоаналитическое направление в социальной психологии
Андреева И.В., Социальная психология
Развитие отечественной социальной психологии
Андреева И.В., Социальная психология
История отечественной психологии личности
Петровский А.В., Психология в России. XX век
Оставить комментарий