Личность руководителя в свете подготовки управленческих кадров

Чтобы управлять объектом, нужно хорошо знать этот объект. Это представляется неоспоримой истиной, когда речь заходит об управлении сложными техническими системами. Но эта истина как-то растворяется, когда ее относят к людям. А ведь человек значительно сложнее самой сложной технической системы. Руководство людьми требует не только знания их биологического устройства подобно тому, как мы знаем устройство «неживой» системы. Здесь требуется знание тонких механизмов психики человека, их проявления в деловых и межличностных отношениях.

Имеется еще одно требование, проигнорировать которое нельзя при руководстве людьми. Это - знание руководителем самого себя. Так ли уж важно для деловых отношений знать себя? Да, ибо руководитель - это зеркало, в котором отражается каждый его подчиненный, собеседник и партнер. И если зеркало кривое, то соответствующим будет и отражение. Тогда теряют смысл разговоры о взаимопонимании, успешном деловом сотрудничестве и нормальных межличностных отношениях.

Каков же психологический портрет современного руководителя? Он включает ряд индивидуально-личностных и деловых характеристик.
Биологический возраст (так, средний возраст руководителя Японии - 63,5 года, США - 59 лет).

Психологический возраст (это социально-детерминированная характеристика человека, определяемая методами психологической диагностики).

Образование - университетское (большинство японских и американских менеджеров имеют 2 диплома: инженерный и гуманитарный).

Интеллект:
- общий интеллект - на уровне среднестатистических показателей (чрезмерно высокие или низкие показатели общего интеллекта зачастую порождают барьеры на пути к успешному руководству);
- практический интеллект - на высоком уровне (практический ум востребован функциональными обязанностями руководителя в максимальной степени);
- специальные знания и умения, компетентность.
Личностные черты:
- умение влиять на людей благодаря личностным качествам;
- уверенность в себе, устремленность к победе;
- эмоциональная уравновешенность;
- стрессоустойчивость;
- способность к творческому решению задач и способность поддерживать это у сотрудников (креативность);
- ответственность, предприимчивость;
- нравственная надежность;
- независимость (наличие своей точки зрения, умение ее отстаивать, лояльность к инакомыслию);
- коммуникабельность;
- напористость (даже допускается некоторая деловая агрессивность, целеустремленность, проявление своей воли, переход от слов к делу, доведение дел до конца).

Как видно, успешное руководство преимущественно определяется теми качествами, которые обуславливают личность самого управляющего. Более того, деловые качества могут проявляться в полной мере только тогда, когда опираются на личностные. Действительно, можно ли себе представить современного управляющего, осуществляющего предпринимательскую функцию без определенной доли риска в силу своей природной нерешительности? А можно ли рассчитывать на устойчивый успех того управляющего, кто ориентирован на конечный результат любой ценой, игнорируя при этом многие простые человеческие ценности?

Практически все авторы работ по психологии управления наделяют управляющих полным списком идеальных черт, по сути дела канонизируя их образ. А должен ли управляющий обладать всей гаммой положительных качеств? Может, ему достаточно для исполнения своей миссии лишь некоторых из них?

Некоторые предлагают (и не без основания) ограничить качества «шефа» парами контрастных черт типа «да, но...». Вот несколько штрихов его психологического портрета.

Да, он жестковат, но не жесток. Его жесткость касается поставленных целей, но не направлена против людей. Он атакует проблемы, а не подчиненных.

Да, он властный, но не подавляющий. Он утверждает в подчиненных чувство их собственной значимости и самостоятельности. В психологии управленческой деятельности считается, что качество работника, которое всегда и всячески следует поощрять руководителю, это - самостоятельность мышления и инициативность. Спесь шефа не должна ставиться выше делового успеха.

Да, он бескомпромиссный, но справедливый. Его бескомпромиссность зиждется на умении сказать «НЕТ».

Да, он оптимист, но достает ногами до земли. Беспочвенный оптимизм разрушает веру сотрудников в успех дела.

Да, он энергичный «трудоголик», но не «камикадзе». Запасы физического и психического здоровья не безграничны у человека.

Да, он серьезный, но не с постоянством катафалка. Шутка придает личностный смысл сказанному, нередко помогает разрядить психологическую напряженность.

Да, он рисковый, но не авантюрист. Его знание границы между риском и авантюрой основано на общей управленческой культуре, профессиональной компетентности и личной ответственности.

Да, он новатор, но не разрушитель всего сегодняшнего. Он знает, что реформаторство и радикализм могут быть оправданны, если эволюционный путь полностью отрезан. Динамит в руках строителя и военного выполняет различные функции.

Он не паникует при неудаче, но и не теряет голову от успеха. Успех делает его нетерпимым к неудаче, а неудача - нетерпимым к успеху.

Он дружелюбный, но умеющий держать дистанцию. Люди хотят видеть в руководителе одновременно и «своего» и чуть-чуть недоступного.

Он доверчивый, но контролирующий. Управляющий, который всегда и во всем верит всем, кончит тем, что станет не доверять никому и ни в чем.

По мнению самих же руководителей 250 американских фирм с годовым оборотом около 500 млн долл. перспективные руководители:
- уверены в своих силах;
- готовы принимать решения в условиях высокой неопределенности информации;
- умеют при маневрировании не упускать из виду наиболее важные моменты;
- умеют завязывать нужные деловые знакомства;
- коммуникабельны;
- стремятся повышать свою квалификацию;
- способны сохранять спокойствие и уравновешенность.
- хватает здравого смысла, чтобы подобрать нужных людей для исполнения того, что ему нужно и достаточно сдержанности, чтобы на это время не вмешиваться в их дела.

Конечно, подобные «прицельные», «точечные» характеристики управляющего весьма важны, однако современные руководители должны обладать еще и интегральными характеристиками. В первую очередь к ним относятся психологическая компетентность и психологическая культура руководителя.