Психология рассматривает акме как вершину развития, момент наибольшего расцвета человеческой личности.
Акмеология как наука возникла на стыке естественных, общественных, технических и гуманитарных дисциплин. Понятие «акмеология» было введено одним из первых сотрудников Психологического института РАО Рыбниковым Н.А. в 1928 г. для обозначения раздела возрастной психологии - психологии зрелости или взрослости.
Значительный вклад в ее развитие внесли Б.Г.Ананьев, А.Абульханова-Славская, В.Г.Асеев, О.С.Анисимов, С.А.Аниимов, А.А.Бодалев, Н.Ф.Вишнякова, А.С.Гусева, М.В.Ермолаев, Е.А. Климов, Н.В.Кузьмина, А.К.Маркова, Г.И. Марасанов, Л.Э. Орбан, А.Ю. Панасюк, В.А.Пономаренко, И.Н.Семенов, А.Д. Ситников, В.Д.Шадриков и др.
По мнению отечественных и зарубежных психологов, личность в зрелом возрасте способна к развитию и достижению определенных вершин.
В последние годы интерес к акмеологии значительно возрос. Это обусловлено тем, что она изучает закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости при достижении им наиболее высокого уровня развитии, а ее целью является совершенствование человека, достижение им акме - вершин своей жизни и развития.
Социальным заказом для развития акмеологии как науки о ценности личности, о ее совершенствовании и способности высокоэффективно осуществлять свою профессиональную деятельность и социальную роль, жить полноценной жизнью выступает современная социальная ситуация, требования, которые предъявляет жизнь к современной личности. Перед современным человеком постоянно возникают такие проблемы, ему постоянно приходится решать такие задачи, для которых не существует готовых решений. В особой мере это касается личности современного руководителя.
В начале XXI в. акмеологические проблемы во всех странах мира приобрели особую актуальность. Это обусловлено как внешними, так и внутренними факторами. К ним следует отнести: стихийность окружающей среды, обострение экологической ситуации, усиление конфликтности социальных процессов и др. внешние факторы с одной стороны, а с другой, сама материальная организация человека на сегодняшний день пока демонстрирует неспособность к бесконечному самообновлению. Все это привело к тому, что в относительно благополучных странах наблюдается увеличение средней продолжительность жизни людей с одновременным сокращением численности трудоспособного населения (30-50 лет) за счет снижения рождаемости и роста смертности в юношеском и зрелом возрасте, обусловленных как ни парадоксально в большей степени социальными факторами.
В настоящее время в акмеологической науке накоплено большое количество данных о возрастной обусловленности акмеологических достижений человека в той или иной области жизнедеятельности и, наоборот, снижения продуктивности, возникновения внутриличностных конфликтов.
Следует учитывать, что в любом виде профессиональной деятельности достижение личностью акме имеет свои возрастные рамки и обусловлено не столько ее индивидуальными психолого-физиологическими особенностями, сколько совокупностью социальных, тендерных особенностей и специфики конкретного вида деятельности, несмотря на то, что возрастные периоды кризисов и сензитивности приблизительно совпадают. В то же время следует подчеркнуть, что специфика конкретного вида деятельности предъявляет определенные требованию к уровню развития индивидуальных психофизиологических качеств личности и их особенностям.
Средний возраст олимпийских призеров среди женщин равен 23,6 годам, а мужчин - 25,3. Возраст же рекордсменов в толкании ядра колеблется в пределах 26-32 лет, в ходьбе на 20 км - в пределах 24-33 лет, метании диска - в диапазоне 24-35 лет, а метании молота - 29-32 лет.
Достижение высших успехов в хореографической деятельности предполагает возрастные рамки - 20-25 лет; музыкальной и поэтической - 30-35 лет; научной, философской и педагогической деятельности - 40-45 лет.
При этом в результате проведенных исследований была установлена зависимость между особенностями предмета, методов того или иного вида профессиональной деятельности и временем наступления творческой кульминации. Выявлено влияние возрастных факторов на негативные характеристики профессиональной деятельности, особенно на этапе ранней зрелости. По данным И.С. Мангутова, наибольшая доля управленцев, уходящих с предприятия по собственному желанию, приходится на возраст 29-34 года. Главными причинам являлись: неудовлетворительная организация труда, привлечение специалистов к выполнению нетворческих, неуправленческих функций, отсутствие перспектив служебного и профессионального роста. А.В. Толстых считает, что многие люди на этапе ранней зрелости испытывают глубокий внутриличностный кризис. Процент смертности среди творческих работников (особенно поэтов, художников и артистов) между 35 и 40 годами значительно выше, чем в остальные возрастные периоды, так как не все «оказываются способными к перестройке на разделе молодости и зрелости, однако осилившие трудности, как правило, не только сохраняют творческий потенциал, но и достигают качественно новых высот. Безумное расточительство сил, характерное для молодости, ближе к сорока начинает сказываться, и организм уже мстит за энергетическое расточительство. Словом, кризис середины жизни имеет объективные причины и предполагает радикальную перестройку личности в соответствии с изменяющимся положением человека в жизни».
В управленческой сфере личность подвергается постоянному воздействую мощных информационных потоков, социально-психологических и иных факторов, которые создают предельные нагрузки и перегрузки когнитивного, эмоционального, коммуникативного и интерактивного характера. Руководитель должен проявлять способность действовать в условиях высокой неопределенности, риска, дефицита времени, уметь не шаблонно мыслить и действовать, а это возможно только тогда, когда человек достигает в своем развитии высшего уровня.
Исследования в этой сфере свидетельствуют о недостаточной в первую очередь психологической подготовленности многих управленцев к продуктивному решению профессиональных задач. Большинство руководителей испытывают интеллектуальные, эмоционально-волевые, личностно-профессиональные и другие психологические трудности, обусловленные отставанием практики их профессиональной деятельности от современных требований, предъявляемых к их деятельности. Это отставание во многом обусловлено тем, что руководитель не владеет методами личностно-профессионального самосовершенствования и развития своего акмеологического резерва.
Поэтому одними из наиболее актуальными проблемами акмеологии на сегодняшний день являются проблемы, связанные с профессиональными достижениями зрелой личности. При этом необходимо подчеркнуть, что акмеология рассматривает проблемы профессионализма в контексте субъектно-деятельностного подхода. В нем воплощена парадигма акмеологии: если общее понимание субъекта дает личности ориентацию на идеал, то конкретное понимание раскрывает акмеологические механизмы реального достижения оптимума в профессии и в жизни в целом, принципы саморегуляции и самоорганизации, присущие (личности) субъекту.
Личность (субъект) обладает основными смысложизненными и побудительно-смысловыми качествами: инициативой и акмеологическими резервами. Следует подчеркнуть, что резервы выступают одновременно как комплексный регулятивный механизм деятельности, так и как особое качество личности. Они гарантируют личности сохранение определенного уровня и качества деятельности на протяжении какого-то времени. Процесс реализации акмео-логических резервов профессионала проходит как личностно-профессиональное развитие, а его результатом является достижение профессионализма. Акмеология содействовует разумному «использованию» человеком своих акмеологических резервов, она открывает путь и мотивацию к полноценной самореализации. Это в полной мере относится к личности современного руководителя.
При этом профессионализм личности необходимо рассматривать в оптимальной совокупности с психологической, духовной и нравственной культурой. В тоже время культура как личностное новообразование выступает интегральным показателем развития профессионала.
Следует также подчеркнуть, что эффективность процесса совершенствования личности (а также ее качества индивида и индивидуальности) в жизни, деятельности, профессии приводит к максимальной самореализации самой личности и оптимальному способу осуществления - стратегичности жизни.
В понятии стратегии жизни, связанном с представлением о ее субъекте как направляющем и регулирующем, организующем ход своей жизни, воплотился принцип индивидуализации и типологизации: стратегия жизни - это выбор личностью способа жизни, соответствующего ее типу. Стратегия предполагает и разрешение противоречий между активностью, притязаниями, Я-концепцией личности, условиями и обстоятельствами жизни. Стратегия - это не только восхождение, но и отступление, которое нельзя свести к конформизму, уступкам обстоятельствам, стратегичность жизни -это ее соответствие (и степень соответствия)не только декларированным, но и реализованным в жизни ценностям.
Одной из основных ценностей, обусловливающих оптимального осуществления жизни, является ценность профессионализма. Сформированное ценностное отношение к профессионализму выступает как его культурная детерминанта.
Л. Л. Бодалев справедливо указывает на то, что:
«...высокий профессионализм хотя и невозможен без развития у человека специальных способностей, которые как своим содержанием, так и формой были бы тесно притерты к требованиям конкретной деятельности и без соответствующих этим требованиям знаний и умений, но важнейшим условием достижения такого профессионализма обязательно является и мощное развитие у человека Общих способностей и превращение общечеловеческих ценностей в его собственные ценности, что означает нравственную воспитанность личности».
Для человека, включенного в профессиональную деятельность, ценности играют особую роль. Очевидно, что формирование личностных ценностей начинается задолго до того, как человек получает какой-либо опыт профессиональной деятельности. Поэтому, являясь единицей жизнедеятельности, личностные ценности самым непосредственным образом, особенно на этапе вхождения в профессию, могут детерминировать поведение специалиста. Вместе с тем, выступая в роли скорее динамического, чем статического образования, личностные ценности имеют тенденцию не только изменяться, но и заменяться другими под влиянием различных обстоятельств.
Проблема личностных и профессиональных ценностей не абстрактна. Положительное или отрицательное отношение к процессам, происходящим в данном обществе, государстве, к событиям, происходящим за его пределами, к поведению людей - это постоянное обращение к собственным жизненным ценностям. Без ценностного подхода к явлениям действительности невозможна эффективная профессиональная деятельность. Идея должна стать целью действия. Но чтобы стать этой целью, она должна быть воспринята как ценность, которой надо овладеть. Идея приобретает материальное воплощение лишь тогда, когда овладевает сознанием индивида. То, что не является личностной ценностью, не молам стать для человека побудителем к действию, в том числе и в управленческой сфере.
Сформированное ценностное отношение к профессионализму в сфере управления побуждает человека к активному личностно-профессиональному развитию - процессу формирования личности ориентированной на высокие профессиональные достижения и ее профессионализма, которое осуществляется в саморазвитии профессиональной деятельности и профессиональных взаимодействиях.
А. А. Бодалев выделяет очень важный личностный механизм который во многом определяет реализацию сущностных сил взрослого человека. Это изменение взаимосвязи между буднично-повседневным «Я» и высшим «Я». Переключение в сознании человека с уровня «Я» буднично-повседневного на уровень «Я» высшего свидетельствует о появлении у него более высокой духовно-нравственной мотивации, потенциалов гражданственности и креативности, что коренным образом отражается на перестройке его ношения к миру, проявляется в большей позитивной значимости его поступков для окружающих. При этом человек становится больше самого себя и в поступках, и в профессиональной деятельности Через созданную у него новую систему критериев он начинает воспринимать и оценивать окружающий мир, свое место в этом мире свои возможности и обязанности в нем. Отход от прежнего узко бытового «эго» способствует отражению окружающего вне узко индивидуалистических интересов, замене астенических чувств на стенические и трансформации пассивного поведения в активное. Однако в повседневной жизни у одних людей данная возможность никогда не реализуется; и они, даже достигнув зрелости во всех сферах своей жизнедеятельности не выходят за рамки обывательского существования и усвоенного раз и навсегда алгоритма профессиональной деятельности.
У других, благодаря стечению тех или других объективных и субъективных обстоятельств, жизненная горизонталь ломается и происходит подъем в поступках и в деяниях с уровня тривиально-будничного «эго» на уровень высшего для них «Я».
Акмеология руководителя это достижение им совершенства в сфере управленческой деятельности на соответствующем уровне своего физиологического развития.
Акме руководителя включает в себя:
- многообразие его интересов;
- прочно и органично усвоенные общечеловеческие ценности;
- власть над собой, стратегия построения карьеры, предпологающая постоянное самосовершенствование и движение к осуществлению новых, более трудных замыслов;
- создание среды для самосовершенствования самого себя и подчиненных;
- предельная самоотдача, умение мобилизовать себя и подчиненных на преодоление трудностей, прогнозирование последствий принимаемых решений;
- искренность, стремление к объективности, способность ИДТИ на обоснованный риск и готовность нести ответственность за последствия принятых решений.
При рассмотрении акмеолого-психологических проблем подготовки управленческих кадров необходимо учитывать влияние на этот процесс кризисов зрелого возраста. Для этого следует определиться, в каком конкретном возрасте человек может достичь акме? Однозначного ответа на этот вопрос нет.
Попытки определить возрастные рамки и разделить зрелость на определенные стадии предпринимались неоднократно.
По мнению Дж. Биррена, можно выделить: раннюю зрелость (17-25 лет), зрелость (25-50 лет) и позднюю зрелость (50-75 лет).
Ю.Б.Бромлей разделил и описал следующие стадии зрелости: раннюю взрослость (21-25 лет), среднюю взрослость (25—40 лет), позднюю взрослость (40—45 лет) и предпенсионный возраст.
Э.Эриксон выделил раннюю взрослость (20 - 40-45 лет), среднюю взрослость (40-45 - 60 лет) и позднюю взрослость (свыше 60 лет). Необходимо отметить, что данные подходы к периодизации в основном совпадают, а конкретные возрастные рамки условны и усреднены, так как для каждого они индивидуальны, что и объясняет их разброс у разных исследователей.
Д.И.Фельдштейн, анализируя попытки более или менее четкого определения рамок и периодов «взросления» в жизни взрослого человека, подчеркивает: «практически не имеется собственно психологической периодизации взрослого человека, которая зависит от многих обстоятельств и требует учета характера отношений разных поколений, особенностей их деятельности и пр., как не имеется и психологической периодизации, включающей взрослого в общий процесс онтогенеза».
В акмеологии сложилась следующая систематизация возрастов и «переломных» точек развития. В.В.Бунак такими рубежами считает 40-55 лет; Н.Я.Пэрна - 31-32, 37-38 лет и т.д.; В.А.Ганзен - 34, 42, 55, 76 и 89 лет, из которых рубеж в 55 лет является основным.
Кризис зрелого возраста несет в себе положительное начало, так как способствует самопознанию, саморазвитию, самосовершенствованию, качественным новообразованиям в психике. А вот каким будет это переживание кризиса, приведет оно к депрессии, застою или к созиданию - будет зависеть от конкретных условий его протекания, непосредственно от данного человека.
Возрастные кризисы обусловлены тем, что весь жизненный путь человека формируется и развивается в процессе непрерывного становления и разрешения разнообразных по своей природе и своему значению противоречий, которые лежат в основе внутренних конфликтов личности на том или ином этапе жизни или в конкретной жизненной ситуации. В состоянии внутреннего конфликта человек испытывает проблемную напряженность всего своего поведения. Эта напряженность возникает не сразу, а постепенно накапливаясь. Относительное социально-психологическое равновесие в какой-то момент нарушается, что приводит к затруднениям, осложнениям в основных видах жизнедеятельности. Далее -по нарастающей: происходит как бы «разрыв жизни» (человек не может выполнять свои жизненные функции, пока не разрешит данное противоречие). А это уже жизненный кризис, при котором социально-психологическое противоречие обостряется до предела, «до той последней границы, которая определяет в данный момент внутриличностные резервы социальной адаптивной энергии».
Совсем не редкость когда зрелая личность в середине своего его жизненного пути (35-40 лет) мучительно пытается найти ответы на вопросы: как жить дальше? для чего жить дальше, зачем вообще жить? Перед зрелой личностью всегда стоит ряд существенных проблем связанных с самоактуализацией:
- стать заботливым, лучшим родителем по отношению к своим детям;
- максимально самореализоваться в профессиональной деятельности;
- быть активным и проявить себя в общественной жизни;
- иметь преданных друзей и быть преданным другом;
- быть привлекательным и интересным для окружающих;
- любить и быть любимым и т. п.
Все это порождает в личности потребность в постоянном самосовершенствовании.
В этом возрасте человек начинает отчетливо осознавать, насколько расходятся его мечты, жизненные планы с жизненными реалиями. Жизнь более сурово вносит свои коррективы в наши жизненные планы. Зачастую человек не всегда уверен в том, что ему удастся реализовать в своей жизни все то, что он задумал. Не каждому оказывается под силу успешное разрешение возникающих внутриличностных противоречий и необходимая в связи с ним соответствующая перестройка ее потребностных и мотивационных структур. Но если личность успешно преодолевает внутренние конфликты, то она, как правило, не только сохраняет свой творческий потенциал, но и достигает качественно новых высот. Этот кризис в силу объективных причин предполагает существенную перестройку личности с учетом изменения положения человека в окружающей его действительности. В.И.Слободчиков, К.И.Исаев выделяют следующие основные кризисы свойственные этой возрастной группе:
- кризиса взрослости (обретения универсальных оснований бытия, 39-45);
- кризиса зрелости (откровение ино-бытия, 55-65 лет).
Существуют определенные тендерные особенности протекания этих кризисов.
Разумная и адекватная переоценка ценностей в середине жизни приводит, как правило, к глубинному обновлению личности. Создает благоприятные предпосылки для успешного «вхождения» в следующие периоды зрелости. Приводит к росту удовлетворенности не только на период зрелости, но и на более поздние годы. Неадекватная переоценка, наоборот, еще более усугубляет кризис и может привести к тяжелым последствиям, от психических расстройств до суицидального исхода.
Личность, которая имеет свою «логику», архитектонику способностей, потребностей, состояний, в целях разрешения объективно возникающих жизненных кризисов должна перестраивать ее в соответствии с требованиями основных видов жизнедеятельности.
При этом необходимо учитывать, что на жизненные кризисы в зрелом возрасте накладываются кризисы профессионального становления. Э.Ф. Зеер, Э.Э Сыманюк понимают под кризисами профессионального становления непродолжительные по времени периоды (до одного года) кардинальной перестройки профессионального сознания, сопровождающиеся изменением вектора профессионального развития личности, носящие нормативный характер и проявляющиеся на всех стадиях ее профессионального становления. Ими были определены следующие возрастные рамки, характерные этому типу кризисов (мы выделили возрастные периоды зрелого возраста):
- кризис профессиональной карьеры (30 лет - 33 года);
- социально-профессиональной самоактуализации (40 лет - 42 года);
- утраты профессии (55 - 60 лет).
Когда жизненные кризисы накладываются на профессиональные, как правило, возникает «синдром эмоционального выгорания».
Впервые категория «синдром эмоционального выгорания» в психологию был введен американским психиатром Х.Д. Фрейденбергом. Под этим «синдромом» он понимает феномен дезадаптации работников социальной сферы, обусловленный физиологическим, эмоциональным и психическим истощением, вызванных их длительным включением в эмоционально-напряженные, значимые, ответственные ситуации. В современной психологической литературе «эмоциональное выгорание» рассматривается как долговременная стрессовая реакция, возникающая как следствие продолжительных профессиональных стрессов средней интенсивности. Исходя из этого в целом ряде научных работ процессы, обуславливающие синдром «эмоционального выгорания», переносятся на рассмотрение проблем «профессионального выгорания». Наиболее актуально рассмотрение данных проблем в рамках профессиональной деятельности управленцев. Возникновение долговременной стрессовой реакции или синдрома обусловлено спецификой управленческой деятельности, связанной с постоянным возникновением профессиональных стрессов средней интенсивности. Фактически синдром «профессионального» выгорания приводит к личностной деформации профессионала под влиянием профессиональных стрессов.
По мнению ведущих специалистов в области стрессовых явлений, как отечественных, так и зарубежных (В.В. Бойко, Г. Се-лье, К. Маслач), синдром «профессионального выгорания» следует приравнивать к дистрессу в его крайнем проявлении и к третьей стадии общего синдрома профессиональной адаптации - стадии истощения. Наиболее ярко эти моменты проявляются в управленческой деятельности.
В.В. Бойко рассматривает «эмоциональное выгорание» как динамический процесс, возникающий поэтапно, в полном соответствии с механизмом развития стресса.
Среди наиболее характерных последствий «выгорания» психологи называют деформацию «Я-концепции» (повышение негативизма по отношению к «Я»), проявляющуюся в различные формы дезадаптации, которые непосредственно относятся к психосоциальному здоровью личности. Кроме того, «эмоциональное выгорание» инициируется совокупностью факторов, обусловленных как индивидуально-психологические особенности управленца, так и спецификой его профессиональной деятельности.
Таким образом, одной из актуальных задач субъекта деятельности является согласование активности, всех возможностей, особенностей и ограничений личности с требованиями, условиями профессиональной деятельности.
Кризис взрослости протекает длительно, вызревая незаметно. Как правило, ему предшествует период интенсивной и насыщенной событиями жизни. У большинства людей сохраняется уверенность в себе, характерная для 30-летнего возраста. Наиболее характерным является самоощущение: «Я четко знаю, что должен делать, я стал реалистом, я еще полон физических и духовных сил, я могу подняться достаточно высоко, чтобы реализовать то, что задумано». В 40—42 года появляются первые признаки относительной физической слабости сил. Человек замечает, что он уже не в состоянии также эффективно добиваться результатов как прежде, ощущает однообразие и «застой» в своей жизни. Организм слабеет и начинает сдавать. Появляются хронические возрастные заболевания. Старость, о которой еще не думается, хоть и не наступила, заставляет человека задумываться о ее приближении. Появляются мысли о том, что лучший, наиболее работоспособный период жизни уже прошел, а сделано еще не все, что планировалось.
Вспоминаются планы юности, начинается их сопоставление с достигнутым, а это сравнение, как правило, не в пользу последнего. Появляются апатия, мрачные мысли: жизнь прошла зря, ничего в ней не достигнуто. Этот кризис при адекватной на него реакции и соответствующей оптимальной перестройки психики удается преодолеть к 45 годам.
В 56-летнем возрасте в жизни человека возникает кризис инобытия. Жизнь прошедшая равномерно в предыдущей фазе на достаточно высоком уровне: наличие жизненной перспективы, взгляд в большей степени направлен на внешний мир, он воспринимался во всей полноте и главным образом вне себя. Теперь он снова обращается вовнутрь. Кажется, что все ценностные ориентиры необходимо пережить заново. Еще раз необходимо пройти через духовно-нравственное очищение. Найденные ценности, как правило, уже не подвергаются сомнению, но становится ясно, что они еще по-настоящему не стали нормативными регуляторами поведения. Если честно спросить себя, что из результатов своей жизни можно взять с собой, проходя врата смерти, то отпадает многое из того, что связано со знаниями, социальным положением, опытом.
Многие переживают начало кризиса как преддверие еще больших испытаний, возникает чувство, что надвигаются такие задачи, которых они себе и помыслить не могли. Наступают определенные разочарования в профессии у мужчин. У большинства людей, занимающих административные должности, возникает дилемма ухода на пенсию без дальнейшей перспективы профессиональной деятельности. Когда за шестьдесят, более молодые сослуживцы считают, что вы отсиживаете свое время и препятствуете их служебному росту. Возникает необходимость осознания того, что следует освободиться от того, что построили вы сами и что другие будут продолжать сделанное вами, но по-другому Раньше об этом задумываться не приходилось.
Это время подготовки к тому, что еще предполагаете сделать, время ревизии сделанного и прожитого, определения того, что можно оставить, и взяться за то, что еще необходимо завершить. Вместе с тем появляется страх того, что будет сделано меньше, чем задумано. Прошлое прокручивается, как в немом кино, и непонятно, как много драгоценного времени было истрачено на второстепенные вещи. Нет уже больших перспектив. В определенном отношении развитие жизни высокими темпами к 63 годам в основном завершается. Происходит снижение физических сил и увеличение зависимости от других. Кризис и инволюция, кульминация пятидесятилетнего возраста. После 60 наступает последняя, окончательная инвентаризация, которая делает нас зрелыми людьми. Углубляется чувство различия между умом и мудростью, гордостью и скромностью. Большинство в этом возрасте подводит итоги и настраивается на тишину и покой старости. В то же время происходит повышение внутренней активности, из которой вырастает доброта, терпимость.
В зрелом возрасте происходят определенные изменения в развитии психологических и психофизиологических функций, которые не могут не сказываться на управленческой деятельности.
Так, к 50 годам снижается острота зрения, а немного позже происходит сужение поля зрения. Высокий уровень вербально-логических функций сохраняется до 45 лет, а памяти - до 45-50 лет. После 50 лет существенно снижается возможность образования сложных дифференцированных рефлексов.
Эти данные позволяют говорить о существовании в онтогенезе на этапе зрелости достаточно четко выраженного рубежа снижения продуктивности психофизиологических функций в возрасте 45-50 лет. Качественное изменение внутриструктурных отношений между различными компонентами интеллекта является определяющим для выделения в качестве этапного и возраста 34 36 лет. Тем более что примерно к этому времени, по данным Б.Г.Ананьева, достигает оптимума такая важнейшая психофизиологическая функция, как внимание.
Следует обратить внимание, что возраст около 48 лет в социальной периодизации связан с появлением у человека новых возможностей и перспектив, а в биологической-с общим снижением продуктивности психических функций.
Вместе с тем экспериментальные исследования возрастных изменений психических функций у людей в возрасте 41-46 лет показали, что активное обучение и самообразование сохраняют их на высоком уровне развития и создают лучшие потенциальные возможности для продуктивной деятельности руководителя любого ранга. Обнаружено, что наиболее высокий уровень развития у 41-46-летних людей имеет функция внимания, самый низкий уровень характерен для функции памяти. Наиболее значимые повышения уровня развития психических функций имеются в 41 и 44 года, а наиболее заметные снижения отмечаются после 44 лет (в 45-46 лет).
Управленческий труд следует относить к творческому, высокоинтеллектуальному виду деятельности. При различных формах творческой активности интеллектуальная деятельность достигает наиболее высокого уровня в 35-45 лет. Средний максимум творческой активности отмечается в 35-39 лет. При этом пик творческих способностей управленцев в политической области приходится на период между 40 и 55 годами.
В этом плане представляют интерес различные данные по особенностям интеллектуального развития на различных стадиях зрелого возраста. Несмотря на то, что большинство исследователей приводят относительно ранние сроки появления оптимумов функционального развития (на стадии ранней зрелости) и постепенное их снижение с возрастом (Фульдец, Ровен, В.Овенс, Л. Шоэнфельд и др.). Вместе с тем все они не отрицают влияние на эти процессы как внутренних, так и внешних факторов.
К внутренним факторам относится одаренность. У более одаренных, как правило, интеллектуальный прогресс более длителен и инволюция нарастает позже, чем у менее одаренных. Внешним фактором является образование, постоянное совершенствование и повышение своей квалификации, оно затормаживает инволюцию.
В ряде исследований показывается, что вербальные логические функции, достигая оптимума в ранней молодости, как правило, держаться на довольно высоком уровне длительный период, снижаясь к 60 годам. Лонгитюдным методом прослежено так же резкое возрастание индексов логических функций от 18 до 50 лет и установлено незначительное их снижение у людей, занимающихся творческой деятельностью, к 60 годам.
Б.Г. Ананьев в своих исследованиях показал, что в диапазоне от 17 до 50 лет развитие вербально-невербальных компонентов происходит неравномерно.
Критическими периодами в развитии интеллекта в зрелом возрасте, являются периоды 31 год, 34 года, 42-43 лет.
Сензитивными периодами этого же периода развития личности считается возраст 30, 44, 49 лет.
Данные показывают, что сам процесс учения является фактором оптимизации интеллектуального потенциала, структурного соотношения вербально-невербальных компонентов. У руководителей, имеющих высшее образование и продолжающих повышать свою квалификацию, уровень интеллекта сохраняется на всем этапе их трудовой деятельности.
Так же следует учитывать, что до 35 лет происходит становление целостности функциональной основы интеллектуальной деятельности. В период между 35 и 46 годами под влиянием усиливающейся жесткости связей между функциями и их показателями происходит снижение возможностей новообразований. Это создает противоречие, выражающееся в том, что, с одной стороны, в привычных условиях профессиональной деятельности имеют место высокая интеллектуальная активность и продуктивность, а с другой, имеют место серьезные затруднения в овладении новыми видами управленческой деятельности, обусловленные ее техническим переоснащением и необходимостью внедрения инновационных технологий. Поэтому подготовка, переподготовка и постоянное повышение квалификации управленца, создание системы непрерывного образования, формирование навыков саморегуляции психических состояний, осуществление непрерывного психологического сопровождения, особенно в кризисные периоды развития личности на этапе ее зрелости, являются ключевыми проблемами подготовки управленческих кадров. При этом необходимо опираться на то, что профессиональная мобильность является важнейшим качеством личности современного руководителя