Борис Ананьев

Ананьев Борис Герасимович родился 1 августа 1907 г. во Владикавказе. После окончания средней школы он поступил в Горский педагогический институт. В то время в институте работал доцент педологии Р. И. Черановский, который в 1925 г. организовал кабинет педологии. К научной работе в этом кабинете был допущен ряд студентов, интересовавшихся проблемами психологии и педагогики. В их числе оказался и Борис Ананьев, который со временем стал ассистентом Р.И. Черановского.

Дипломная работа Ананьева, выполненная под руководством Черановского, затрагивала проблемы исследования умственной одаренности детей, их психологических особенностей в разном возрасте.

В сентябре 1927 г. Б. Г. Ананьев был направлен на стажировку в Ленинградский институт мозга, а в 1928 г. после завершения учебы переехал в Ленинград. В марте 1929 г. он был принят в аспирантуру Института мозга. В начале 30-х годов он стал заведующим лабораторией психологии воспитания, вто же время организовал в одной из школ Ленинграда психологическую службу. В его лаборатории проводились исследования характеров школьников, в которые были вовлечены многие учителя Ленинграда. На основе этих исследований Ананьев написал первую монографию «Психология педагогической оценки».

В 1936 г. Ананьев был избран заведующим сектором психологии Института мозга. В 1937 г. стал кандидатом педагогических наук.

Одним из направлений его исследований стала психология чувственного отражения. По его мнению, с самого начала индивидуального развития человека чувствительность выступает как функция целостного организма, а сенсорные процессы играют значительную роль в этом развитии.

В 1939 г. Ананьев Борис Герасимович защитил докторскую диссертацию, посвященную истории психологии. В годы войны Институт мозга был эвакуирован. Ананьев попал в Казань, а затем - в Тбилиси, где работал, как и многие психологи того времени, в психопатологическом кабинете госпиталя. Он наблюдал больных, перенесших тяжелый шок, и занимался восстановлением у них функции речи, утраченной в результате ранения.

В 1943 г. Ананьев вернулся в Ленинград и в Ленинградском государственном университете возглавил кафедру психологии. В это время он опубликовал большое количество работ, которые касались изучения осязания и других видов чувствительности, психологии речи, некоторых проблем детской психологии. Также продолжал заниматься историей психологии, психологией личности. В его статьях отчетливо просматривалась идея о связи формирования характера и познания человека человеком, о некоторых закономерностях формирования человеческого самосознания.

В 50-х гг. ученый занялся исследованием мозга и его функций. В 60-е гг. он написал серию статей, где обобщил все исследования своих предшественников, а также свои собственные. В это же время начал работу над книгой «Человек как предмет познания». В его лаборатории начали проводиться различные исследования. Первая группа этих исследований была посвящена изучению возрастной динамики психофизиологических функций у взрослых людей. Основой при этом послужил сравнительно-генетический метод, который давал возможность постоянно определять нормы развития взрослого человека различных возрастных групп. Вторая группа исследований, наоборот концентрировалась на исследовании нескольких людей в течение 5 лет. Это позволяло изучить целостное развитие индивидуальности на протяжении длительного времени. Таким образом, две группы исследований дополняли друг друга.

В 1966 г. в Ленинградском университете был основан факультет психологии, Ананьев стал деканом этого факультета. По его инициативе при ЛГУ был открыт Институт комплексных социальных исследований.

В начале 70-х годов Ананьев задумал коллективную книгу «Человек как предмет воспитания», однако осуществить задуманное ему не удалось. Он умер от инфаркта 18 мая 1972 г.

Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий