Психологическое обеспечение подготовки управленческих кадров

Управление людьми - одно из древнейших занятий на планете. И тем не менее, наука руководить персоналом еще на марше, и привала, говоря на языке военных, не предвидится.

Когда японских менеджеров хвалили за то, что они эффективно перенимали опыт США, Западной Европы и других стран, то они мягко возражали: «Наша цель - не столько внедрять чужой опыт, сколько осознать уровень, положение, в котором мы находимся. Ценность чужого опыта не в подражании ему, а в том, чтобы осознать свой собственный опыт, обострить понимание специфики своей системы». Очевидно, восточная мудрость безгранична... Такое осознание особенно важно в сфере управления. Именно институту менеджеров сытые страны обязаны своим экономическим благополучием. Эту мысль внедряют в психику людей в этих странах, поднимая имидж данной профессии.

К сожалению, в прошлом мы игнорировали факт преимущественного влияния на благополучие страны управленческого таланта. А ведь еще Конфуций заметил связь между качеством управления людьми и их благосостоянием: «Если государство управляется правильно, то бедность должна вызывать стыд. Если же государство управляется плохо, то стыд должно вызывать богатство...».

Ведущая роль в прогрессе всех сфер человеческой деятельности была отдана «гегемону - рабочему классу, носителю передовой идеи». Конечно, это была чистой воды политизация управленческой сферы. Фактически рабочий класс противопоставлялся управленческой элите, менеджерскому корпусу. Это нарушало социальный баланс общества и приводило к блокированию огромных резервов производительных сил. Не секрет, что многие одаренные инженеры переходили в рабочие из-за более высокой зарплаты, возможности приобщиться к политической жизни через вступление в КПСС, перспективы сделать служебную карьеру (возможности «чистой» интеллигенции в этом вопросе были резко ограничены). Да, тяготы реформаторских идей действительно перекладывались большей частью па плечи рабочего класса. Так было всегда. Но идеи развития, прогресса всегда принадлежали высокообразованной части общества (к которой, кстати, принадлежали К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин).

Успехи Японии, США и других стран, в первую очередь, обусловлены усилиями работников, чья главная обязанность состояла в руководстве персоналом. Это оказалось возможным благодаря отказу воспринимать руководителя как должность. Руководство персоналом признано как профессия, а не должность. А это, в свою очередь, требует сложной системы профессионального отбора и специальной подготовки управленческих кадров.

Сейчас взгляды на проблему статуса управленца поменялись в нашем обществе. Достаточно сказать, что из 57 высших учебных заведений, занесенных в список справочника для абитуриента на 2005 г., 28 готовят именно менеджеров. В программы обучения студентов вузов, а также слушателей всевозможных курсов переподготовки и повышения квалификации руководящих работников включена учебная дисциплина «Психология управленческой деятельности». Однако з Республике Беларусь нет ни одного психолога по специализации «Психология управления». Более того, по этой специализации не предусмотрены защиты диссертаций, ибо в сфере науки нет Ученого Совета, который имел бы право принимать подобные диссертации к защите.

Что же такого трудного в управлении персоналом? Ответ прост - в необходимости постоянно принимать решения, затрагивающие интересы многих людей. Чуть более двух десятков лет тому назад западная школа управления задалась вопросом, кажущимся, на первый взгляд, примитивным: кем или чаи управляет руководитель? Какова должна быть его управленческая ориентация?

Вспомним знаменитую «сетку менеджера» Р. Блейка и Д. Моутон. Условно все усилия руководителя сводятся к разрешению противоречий между двумя направлениями усилий:
- усилия на производство (внедрение новой структуры, открытие новой специальности, увеличение основных фондов, расширение ассортимента продукции, совершенствование технической базы и др.);
- усилия на персонал (обеспечение нормального климата, повышение квалификации работников, управление конфликтами, мотивация, стимулирование труда, охрана психического и физического здоровья людей и др.)

Искусство руководителя состоит в том, чтобы найти сбалансированный, согласованный оптимум между этими двумя направлениями. Путь к согласованному оптимуму лежит через индивидуально-личностные характеристики руководителя, характеристики персонала, систему власти и т. д., т. е. определяется, в основном, человеческим фактором. Управленческий успех определяется тем, каким образом руководитель будет включать в свою деятельность человеческий фактор. Это же определит место его «портрета» на сетке менеджера.

Что же такое управление персоналом с точки зрения психологии? Это постоянное балансирование на грани между множеством противоречий, ни одно из которых нельзя проигнорировать. По умению достигать оптимального соотношения между двумя направлениями усилий можно судить о мастерстве управленца.

Это умение и должно стать предметом особой заботы в процессе подготовки управленческих кадров.