Требования к психологической компетентности руководителя и их учет в подготовке руководителей

Вершины любых профессий покоряются только тем, чей маршрут пролегает через гуманитарную образованность. Это известно всем, но далеко не все это осознают. Благодаря гуманитарной культуре человек приобретает возможность вбирать в себя различную информацию, подвергая ее чувственной и рациональной обработке. Почему сейчас в мире популярен Ф. Достоевский? Мир согласился с ним в том, что успешное освоение профессии (любой) возможно только через гуманитарную образованность. «Истинной школой руководства является общая культура».

В Японии гуманитарная подготовка в начальных классах составляет 70% программы, а в СССР, начиная с 40-х годов, количество гуманитарных предметов в школах уменьшилось на V В странах с развитой экономикой и высоким уровнем благосостояния населения в число законодательно обусловленных оснований для приема человека на работу в аппарат государственного управления включены такие личные качества, как психологическая, физическая и интеллектуальная пригодность. Вряд ли это случайность, хотя сам термин «психологическая культура» пока еще отсутствует в научных трудах и энциклопедиях. Задержка вызвана самим процессом развития человечества. Появление государств породило политическую культуру, появление «второй природы» - техническую культуру, появление производственной специализации -профессиональную культуру и т.д. Наконец, человечество, поиграв мускулами, приходит к выводу, что основой жизнедеятельности людей на современном этапе являются процессы взаимопонимания и самосознания. Они-то и составляют стержень психологической культуры.

Психологическая культура руководителя - это способ организации его профессиональной управленческой деятельности и поведения, обеспечивающий ему выход на общественные ценности через приоритет конкретных интересов каждого человека на основе психологической компетентности в вопросах личности, групп и масс людей.

Психологическая компетентность руководителя -это характеристика его профессионального мастерства, отражающая уровень осведомленности о диапазоне возможных стратегий собственного поведения и умений их реализовывать в своей управленческой практике.

Структура и содержание обоих понятий подвластны времени, динамичны и созвучны текущему состоянию экономики и общему уровню культуры общества. Осознание важности этих категорий управленческого труда особенно важно для стран, переживаемых глубокие преобразования в экономике, и которые ведут постоянную борьбу с угрозой кризисных ситуаций. В этих условиях даже само знание компонент психологической компетентности будет снижать вероятность их ошибочных действий.