Проблема самоменеджмента в подготовке руководителя

Руководитель должен быть здоров. К сожалению, мы слишком долго не придавали этому внимания, как-то стеснялись об этом говорить. А между тем, наши руководители чаще других страдали желудочно-кишечными и сердечно-сосудистыми недугами. Согласно определению Всемирной организации здоровья, здоровье -это состояние хорошего физического, психического и социального самочувствия, а не просто отсутствие травм и болезней. Ответственность за самочувствие ложится во всем мире, в первую очередь, на самого человека. Государство может лишь стимулировать здоровый образ жизни или создавать определенные условия для этого.

Организм изнашивается, если ему не давать физических и психологических нагрузок. Даже мозг атрофируется, если его редко используешь. Ведь известно, что старческое слабоумие посещает чаще людей, не занимавшихся умственной деятельностью. Это - статистика. Известно, что у агрессивно настроенных учителей дети болеют на 54 % больше, чем у их доброжелательных коллег. Очевидно, аналогичная картина наблюдается и в отношениях «начальник-подчиненный».

Самоменеджмент - это прежде всего желание и умение самосовершенствоваться. Основные трудности в работе руководителя связаны с вариабильностью его деятельности. Ведь ему до всего дело и каждую минуту он может направлять свое внимание на различные объекты, людей, ситуации. Организм его просто не успевает адаптироваться за этими переключениями.

Вооружить будущего руководителя умениями вести здоровый образ жизни, поддерживать свою работоспособность - обязательный момент его общей подготовки.

Таким образом, в центре внимания современной концепции управления находится человек, который рассматривается во всех экономически благополучных странах как наивысшая ценность для организации любого типа, как решающий фактор сохранения конкурентно способности. Это должно быть положено в основу подготовки менеджеров.

Одна из важнейших задач подготовки управленцев состоит в повышении внимания вузов к обучению менеджеров к работе в коллективе (принятию совместных решений, умению общаться с людьми, четкому изложению мыслей и т.п.). Будущему руководителю необходимо прививать: навыки групповой работы, установления контактов с людьми, терпимость, некоторую агрессивность, адекватную реакцию на возражения, уверенную манеру поведения, склонность к самооценке, умение устанавливать приоритеты, навыки формирования позитивного имиджа.

Программы всех вузов должны отводить не менее 30% времени человековедческим дисциплинам, что соответствует международному опыту и стандартам обучения.

В рамках подготовки менеджеров неотложной следует считать задачу создания системы профессионального консультирования, ориентации и отбора молодежи, претендующей на управленческие профессии. В противном случае кадровое поле будет засоряться непригодными для данной профессии людьми. Нынешняя ситуация (в мире) в сфере управления характеризуется избытком управленческих кадров при острой нехватке высококвалифицированных кадров (количество плохо переходит в качество).

При подборе преподавателей вузов необходимо учитывать тот факт, чтобы они разделяли убеждение относительно необходимости изучения будущими менеджерами гуманитарных предметов как условия готовности обучаемых к восприятию организационной культуры тех производственных, научных и исследовательских структур, где им предстоит трудиться после окончания вузов.

С первых же недель обучения будущих менеджеров им необходимо прививать навыки общения, навыки устной и письменной речи, навыки слушания и др. Эти моменты занимают более 70% рабочего времени руководителя, но в повседневной жизни вузов об этом не проявляют заботы.

Учитывая растущий приток в сферу управления представительниц прекрасного пола, необходимо, чтобы учебные программы учитывали стратегии руководства, связанные с половыми особенностями обучаемых.

Навыки здорового образа жизни - важнейшее звено подготовки менеджера.