Психологическое содержание управленческой деятельности как предмет профессиональной подготовки менеджеров в современных условиях

Психологическое содержание управленческой работы меняется со временем вместе с факторами влияния на своих подчиненных. Еще 3 десятка лет назад западная философия (культура) организации не проявляла особого интереса к человеку. Основное внимание уделялось планированию, экономике, маркетингу, организационно-технической стороне. А главными факторами влияния на персонал были, как и в отечественной управленческой практике:
- формальный авторитет с кабинетами и другими символами власти;
- формальная компетентность, базирующаяся на всевозможных дипломах об образовании;
- страх перед начальством.

В настоящее время в центре внимания оказались такие факторы, как:
- умение управлять людьми через других людей;
- искусство предвидения;
- международный кругозор;
- способность к быстрым и рисковым решениям;
- хорошая психическая и физическая формы.

Таким образом, сейчас успеха невозможно достичь без высокой коммуникабельности, умения ладить с людьми и начальством, умения делегировать полномочия и т. п. В этом плане полезно задуматься и над такими двумя фактами.
1. Исследовался путь «наверх» различного типа чиновников. Оказалось, что карьеру сделали те, у кого отметка по шкале «человеческие отношения» была выше 87 баллов (по 100-балльной шкале). Те же, у кого она не превышала 23 баллов, застрял на своей должности.
2. Семистам (700) руководителям организаций среднего и высшего ранга предложили проранжировать факторы, приведшие их к карьере. Общая итоговая картина была такова (по числу совпадений мнений):
- огромное личное желание занять высокий пост;
- умение работать с людьми;
- готовность рисковать, действовать в условиях неопределенности и брать на себя личную ответственность;
- приобретение опыта руководящей работы до 35 лет;
- способность генерировать больше идей, чем коллеги;
- умение при необходимости менять стиль руководства;
- хорошая профессиональная подготовка и т. д. (всего около 40 факторов).

Казалось бы, руководителю необходимо сконцентрировать внимание на системах финансирования, маркетинге и др. Но сами управляющие придерживаются другой точки зрения, отдавая приоритет человеческому фактору. Те же из них, кто считает олицетворением мудрости технократизм и «постный» рационализм, может быть причислен к когорте «дремучих». В этом плане интересно мнение финских специалистов по управлению относительно общих причин утраты менеджерами своей эффективности. Они считают, что причины заключены исключительно в человеческом факторе. В частности, постепенная дисквалификация управленцев происходит из-за:
- равнодушного отношения к своему развитию;
- физического и психического состояния менеджера;
- быстрого развития техники и технологий;
- зависти (плохой руководитель скорее перенесет свое поражение, чем успех соседа или конкурента).

Западная теория управления персоналом утверждает, что в процессе подготовки управленца необходимо учитывать 4 главных момента:
1. Истинная роль руководителя состоит в том, чтобы управлять целостными установками организации.
2. Главное воздействие на качество труда оказывают не условия сами по себе, а внимание к персоналу.
3. Человеком движет дуализм: ему внутренне необходимо и быть частью чего-либо, и в то же время выделяться.
4. Руководитель должен иметь под рукой систему психологического сопровождения своего труда.

Итак, психологическое содержание деятельности руководителя характеризуется:
- взглядом на управление как на задачу развития личности;
- взглядом на человека как на неповторимую личность;
- достаточностью системы собственных ценностей, взглядов и принципов;
- наличием четких личных приоритетов, концентрирующих усилия на главных направлениях управленческой деятельности;
- восприимчивостью к инновациям;
- осознанием собственных управленческих стилей;
- искусством предвидения и тонкой интуиции;
- умением принять оперативные и рисковые решения;

Это обеспечивается:
- психологической компетентностью;
- хорошим психическим и физическим состоянием управляющего;
- умением получать поддержку своих начинаний у начальников;
- умением управлять людьми через свое ближайшее окружение (команду), развивать успех на групповых эффектах, коллективных усилиях.
- искусством производить впечатление, формировать собственный имидж.

В системе подготовки менеджеров многие специалисты предсказывают снижение результативности. Дело в том, что в течение более чем 30 лет набор читаемых курсов в данной системе почти не изменился. Это анализ финансовой деятельности, бухучет, теория принятия решений, математическое моделирование, применение информационных систем. Это необходимо, но явно недостаточно. Обострение конкурентной борьбы требует не столько навыков количественной (рациональной) оценки альтернатив, сколько постоянной нацеленности на поиск новых, нестандартных путей решения беспрецедентных задач через работу со сплоченными группами единомышленников на демократических началах и строгой внутренней цензуре. В настоящее время эти направления работы менеджера концентрируются вокруг проблемы формирования организационной культуры своей организации.

Таким образом, современный динамизм деловой жизни требует, чтобы сухой управленческий рационализм с его акцентами на процессах финансирования, материального обеспечения производства, маркетинга товаров уступил первенство устойчивой работе по шкале «человеческие отношения».