Проблема формирования управленческих «команд» в подготовке менеджеров

В повседневной спортивной жизни не редкость, когда команды «звезд» проигрывают молодым неизвестным командам. Что-то подобное происходит и в практике управления организациями. Задача формирования управленческой команды для нашей страны, как ни парадоксально это звучит, новая, хотя об управленческой команде говорят все: политики и военные, хозяйственники и финансисты, бизнесмены и юристы. Нередко в деловой беседе можно услышать: «прекрасная команда» или «неработоспособная команда». Однако, строго говоря, плохой команды быть не может. Управленческая команда или есть, или ее попросту не существует.

Под управленческой командой понимается малая группа менеджеров организации, находящихся на одинаковом уровне управленческой иерархии, совместная деятельность которых охватывает основные направления функционирования организации и координируется ее формальным лидером. С психологической точки зрения, команда - это нечто большее, чем группа людей. Ее собирательный образ включает ряд аспектов:
- человеческий, обеспечивающий возможность познать себя, других людей и воздействовать на окружающий мир;
- производственный, отражающий единственный в природе ресурс, который позволяет получать на выходе больший эффект, чем на входе;
- финансово-экономический, ассоциирующийся с разумным перемещением ценностей в пространстве и времени;
- организационный, представляемый целостной структурой, которая поддается лишь условному разделению на части (команду трудно рассмотреть со стороны, она полностью раскрывается только изнутри).

Такая функциональная многоликость команды закрепляет за ней особое системное предназначение - управление целостными установками организации. Последнее предполагает непрерывный процесс разработки стратегической пирамиды организации (видение будущего, миссии, цели, стратегические правила действий для их достижения) и создания ее корпоративной культуры (системы ценностей, принципов ведения дела, методов разрешения проблем и принятия решений, этических норм поведения, традиций, межличностных отношений, системы контроля работы персонала).