Во всем мире создание привлекательного имиджа - это часть повседневных обязанностей руководителя, часть его деловой культуры. Его работа всегда на виду у многих людей, которые весьма чувствительны к его действиям, остро реагируют на них. Работа с людьми - это постоянное беспокойство за свой образ в их глазах. Без людского признания никакие богатства не скрасят человеческую жизнь.
В ближайшее окружение практически всех глав государств включены специалисты-имиджмейкеры. В США насчитывается более 300 информационных агенств по «продаже» общественности политиков. Имидж человека - это целенаправленно создаваемый его образ для достижения управленческих целей.
Имидж - это лишь восприятие человека другими людьми. Это публичное «Я», которое может и не совпадать с реальным «Я». Ведь в реальной жизни невозможно найти человека со 100% набором только позитивных качеств. Более того, личность формируется задолго до того, как возникнет потребность формировать ее имиджа. Имидж используется для демонстрации своих лучших качеств.
Имиджелогия - наука и искусство формирования имиджа, позволяющая усилить выигрышные для данной ситуации стороны и затушевать негативные. Истинную поддержку имиджа человека осуществляют, конечно, его дела, поступки и поведение.
А так уж ли нуждаются в имидже руководители? Обратимся к результатам опросов населения (Украина). Табл. 1.2 отражает отношение населения к представителям различных слоев общества.
Категории представителей и количество отрицательно настроенных жителей.
Депутаты 25%
Директора и начальники 22%
Богатые 17%
Коммунисты и чиновники 15%
Владельцы предприятий 10%
Демократы 8%
Иностранцы 3%
Люди другой национальности 2%
Бедные 1%
Затруднились ответить 39%
Неужели руководители - самые плохие люди в обществе? Конечно, нет. Такое мнение явно несправедливо. Почему же их имидж столь низок? Главная причина - недооценка роли имиджа личности самими руководителями. Искусство формирования имиджа должно входить в систему профессиональной подготовки руководителя.
Что же составляет имидж руководителя (результаты опроса): -38% - внешние данные (манера держаться, выразительность лица, невербальное поведение);
- 34% - речь (ее эмоциональность, умение интересно преподнести материал);
- 20% - отношение к собеседнику;
- 8% - общий интеллект, эрудиция.
Таким образом, основным инструментарием имиджа личности (72%) являются поведенческие элементы: речь, мимика, жесты и позы. Необдуманное, бессистемное использование этих коммуникативных элементов превращает их из инструмента созидания имиджа в орудия его разрушения.
Успешное формирование имиджа требует:
- знания психологических особенностей своей личности (самопознания);
- навыков оперативного распознавания личности собеседников; -умения выстраивать собственное рациональное поведение в конкретных ситуациях.