Один из важнейших вопросов психологии труда - вопрос о том, в какой мере профессиональная успешность зависит от способностей работника, насколько возможны компенсация и развитие профессионально-значимых свойств. В решении этих вопросов психология труда опирается на теорию способностей, разработанную советскими психологами Б.М. Тепловым, СЛ. Рубинштейном, В.Н. Мясшцевым, Б.Г. Ананьевым, А. Г. Ковалевым и др.
Во-первых, под способностями подразумеваются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого...
Во-вторых, способностями называют не всякие индивидуальные особенности, а лишь те, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности...
В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам и умениям, которые уже выработаны у данного человека...
В этом классическом определении способностей, данном Б.М. Тепловым, центральный признак способностей - успешность выполнения деятельности.
Само понятие «успешность» неоднозначно. Главным образом это продуктивность, производительность труда. Немаловажное значение имеет также качество продукции, безошибочность действий. Для оценки профессионализма оператора, главной задачей которого является переработка информации, используется критерий пропускной способности (количество безошибочно переработанных в единицу времени сигналов), характеризующий качественную и количественную стороны деятельности В некоторых случаях, при невозможности количественной оценки и высоком заданном уровне надежности (безошибочности), показателем успешности может служить уровень сложности решаемых задач.
На основании ряда показателей обследуемая группа работающих по <strong>успешности </strong>делится на категории, к примеру, «сильных», «средних» и «слабых». Шкала успешности, предложенная М.Д. Утюжниковым, предполагает нижний уровень профессиональной успешности, который обозначается как номинальный, затем потенциальный, перспективный и, наконец, высший - оптимальный.
В качестве способностей могут выступать и свойства индивидуума (особенности его познавательной, эмоциональной, волевой деятельности), и отношения личности.
«Решение человеком возникающих перед ним жизненных задач при всяких условиях зависит от мобилизации возможностей личности. Увлечение или безразличие, сознание долга или безответственное отношение - это то, что мобилизует или демобилизует, развивает или тормозит человека... Интерес, увлечение, любовь к той или иной форме деятельности являются условием и залогом ее успешности», - отмечал В.Н. Мясищев.
Для правильного разрешения практических задач чрезвычайно важно еще одно положение, выдвинутое Б.Г. Ананьевым. Он рассматривает в качестве предпосылок успешности какой-либо деятельности не просто сумму необходимых свойств, а определенную структуру способностей и одаренности, их «функциональный» состав, различное сочетание в нем сенсомоторных, мнемических, логических, эмоционально-волевых и других компонентов, неравномерно и своеобразно развивающихся в различных видах деятельности. При изучении этой структуры Б.Г. Ананьев предлагает исходить из функционального состава той или иной деятельности.