Индивидные свойства представляют собой природную (естественную) основу или предпосылку существования человека как биологического вида. Если бы он не был личностью и не жил в человеческом обществе, то его жизнь и поведение целиком и полностью подчинялись биологическим законам и механизмам. В этом плане он мало чем отличался бы от животных, о чем свидетельствуют результаты исследования детей, «воспитанных» среди животных.
Рассмотрим некоторые отличительные особенности индивидного и личностного поведения. Поведение животных и маленьких детей соответствует принципу доминирующей потребности, а не принципу «надо», что характерно для зрелой личности. Отношения между животными строятся на основе принципа силы, в то время как у людей они регулируются социальными нормами. Поведение животных подчинено принципу ситуативности, что выражается в повышенной зависимости от актуальной ситуации и в импульсивности. Личностное поведение надситуативно, произвольно и сознательно.
Человеческое общество живет в соответствии с определенными общепринятыми социальными нормами и правилами, которые уравновешивают интересы и желания каждого отдельного члена. Существование социальных норм является главным условием существования общества и каждого отдельного его представителя. Поэтому жизнь в обществе предполагает строгое следование социальным нормам, что в принципе исключает всякую возможность следовать законам и правилам, на которых построено поведение животных. Например, нельзя строить отношения с другими людьми на силовой основе: воровать, отнимать, убивать, грабить и т.п. Нарушение соответствующих норм карается законом. Следовательно, для того чтобы быть полноценным членом общества, человек должен уметь подчинять свое индивидное поведение требованиям социальных норм, то есть быть личностью. Человек является личностью в той мере, в какой он овладел социальными нормами и общественно принятыми способами поведения и, соответственно, своей индивидной (природной) сущностью. При этом у него возникают более или менее устойчивые личностные качества (убеждения, черты характера, самооценка, социогенные потребности и др.), в которых зафиксированы соответствующие способы поведения. Именно они делают личность достаточно устойчивой системой. Личностная сущность особенно ярко проявляется в ситуациях противоречия между индивидными (естественными) желаниями человека («хочу») и требованиями социальных норм («надо»).
Процесс формирования личности достаточно длительный, он начинается буквально с рождения ребенка. Родители и воспитатели организуют усвоение социальных норм и правил поведения в различных жизненных ситуациях, то есть воспитывают ребенка. Этот процесс идет довольно сложно и требует от ребенка больших усилий. К 17-18 годам человек усваивает большинство социальных норм и становится сформированной личностью. В зависимости от того, в какой степени человек усваивает социальные нормы и способы поведения, выделяют несколько этапов развития и уровней личностной зрелости.
Первый уровень представляет собой такое состояние, когда человек познакомился с социальными нормами и знает, как нужно строить свое поведение, но у него не сформировалась потребность в таком поведении, поэтому, в зависимости от ситуации, он может вести себя по-разному. На высшем уровне личностной зрелости человек не просто знает социальные нормы, но у него возникает потребность в социально-нормативном поведении. Только достигнув этого уровня, человек становится сформированной личностью. Личностная зрелость характеризуется наличием убеждений и механизмов совести, которые исключают всякую возможность нарушения социальных норм. На этом уровне зрелости человек сам становится носителем социальных норм и стремится активно утвердить их в реальной жизни. Критическими для тестирования (испытания) личностной зрелости человека являются ситуации искушения, в которых сталкивается его индивидная (биологическая) и личностная (социальная) сущность.
Личность представляет собой высшую стадию развития человека как целостной системы. Становление личности предполагает изменение человека во всех его ипостасях и измерениях. Особенно серьезную перестройку претерпевает его психологическая сущность. Процессу социализации и «оличностно-вения» подвергаются абсолютно все психические функции: восприятие, внимание, память, эмоции, потребности и т.д. При этом они подвергаются следующим преобразованиям.
- Из стихийных (непроизвольных) они становятся произвольными, то есть подчиненными воле человека. В таком виде их можно рассматривать как инструменты или орудия личностного бытия и как структурные единицы личности.
- Из неосознаваемых они преобразуются в осознаваемые, то есть человек начинает выделять их как очень важную часть самого себя, составляющую внутренний душевный мир.
- Из природных (натуральных) они становятся социальными (культурными). Это означает, что изменяются способы, принципы и законы их работы. Из непосредственных функций они превращаются в процессы, опосредствованные социальными нормами и правилами. Например, социализированная потребность отличается от природной прежде всего способом удовлетворения, привнесенным из социума с помощью воспитания. Именно это и делает их личностными. Социализация психических функций существенно повышает их эффективность и поднимает их на более высокий уровень. Известный отечественный психолог Лев Выготский назвал их высшими.
Принимая во внимание эти рассуждения, личность следует понимать не просто как дополнительное свойство или измерение человека, а как системообразующее качество, в соответствии с которым преобразуется вся его психологическая природа.