Психология межличностных отношений

Межличностные отношения –  это совокупность связей, складывающихся между людьми в форме чувств, суждений и обращений друг к другу.

Межличностные отношения включают:

  1. восприятие и понимание людьми друг друга;
  2. межличностная привлекательность (притяжение и симпатия);
  3. взаимодействие и поведение (в частности, ролевое).

Компоненты межличностных отношений:
1) когнитивный компонент –  включает в себя все познавательные психические процессы: ощущения и восприятие, представление, память, мышление, воображение. Благодаря этому компоненту происходит познание индивидуально-психологических особенностей партнеров по совместной деятельности и взаимопонимание между людьми. Характеристиками взаимопонимания являются:

  • адекватность – точность психического отражения воспринимаемой личности;
  • идентификация – отождествление индивидом своей личности с личностью другого индивида;

2) эмоциональный компонент –  включает положительные или отрицательные переживания, возникающие у человека при межличностном общении с другими людьми:

  • симпатии или антипатии;
  • удовлетворенность собой, партнером, работой и т. д.;
  • эмпатия – эмоциональный отклик на переживания другого человека, который может проявляться в виде сопереживания (переживания тех чувств, которые испытывает другой), сочувствия (личностного отношения к переживаниям другого) и соучастия (сопереживание, сопровождаемое содействием);

3) поведенческий компонент  – включает мимику, жестикуляцию, пантомимику, речь и действия, выражающие отношения данного человека к другим людям, к группе в целом. Он играет ведущую роль в регулировании взаимоотношений.

Эффективность межличностных отношений оценивается по состоянию удовлетворенности-неудовлетворенности группы и ее членов.

Виды межличностных отношений:
1) производственные отношения –  складываются между сотрудниками организаций при решении производственных, учебных, хозяйственных, бытовых и др. проблем и предполагают закрепленные правила поведения сотрудников по отношению друг к другу. Разделяются на отношения:

  • по вертикали – между руководителями и подчиненными;
  • по горизонтали – отношения между сотрудниками, имеющими одинаковый статус;
  • по диагонали – отношения между руководителями одного производственного подразделения с рядовыми сотрудниками другого;

2) бытовые взаимоотношения  – складываются вне трудовой деятельности на отдыхе и в быту;
3) формальные (официальные) отношения –  нормативно предусмотренные взаимоотношения, закрепленные в официальных документах;
4) неформальные (неофициальные) отношения  – взаимоотношения, которые реально складываются при взаимоотношениях между людьми и проявляются в предпочтениях, симпатиях или антипатиях, взаимных оценках, авторитете и т. д.

На характер межличностных отношений оказывают влияние такие личностные особенности как пол, национальность, возраст, темперамент состояние здоровья, профессия, опыт общения с людьми, самооценка, потребность в общении и др.

Этапы развития межличностных отношений:

  1. этап знакомства – первый этап – возникновение взаимного контакта, взаимного восприятия и оценки людьми друг друга, что во многом обусловливает и характер взаимоотношений между ними;
  2. этап приятельских отношений – возникновение межличностных отношений, формирование внутреннего отношения людей друг к другу на рациональном (осознание взаимодействующими людьми достоинств и недостатков друг друга) и эмоциональном уровнях (возникновение соответствующих переживаний, эмоционального отклика и т. д.);
  3. товарищеские отношения – сближение взглядов и оказание поддержки друг другу, характеризуются доверием.
Ключевые слова: Коммуникация
Источник: Челдышова Н.Б., Шпаргалка по социальной психологии
Материалы по теме
Коммуникативная культура
Ильин Е. П., Психология общения и межличностных отношений. — СПб.: Питер, 2009. — 576 с....
Сущность, содержание, структура социального взаимодействия
И.Т. Кавецкий, Т.Л. Рыжковская, И.А. Коверзнева, В.Г. Игнатович, Н.А. Лобан, С.В....
Межгрупповое взаимодействие и его феномены
Челдышова Н.Б., Шпаргалка по социальной психологии
Внешний и внутренний конформизм
Горбунова М.Ю., Социальная психология
Коммуникативная функция языка
Норман Б.Ю. - Теория языка. Вводный курс, 2004
Коммуникационная деятельность
Соколов А.В., Введение и теорию социальной коммуникации
Тест оценки коммуникативных умений собеседника
Долгова В. И., Мельник Е. В. Эмпатия и коммуникативная компетентность. Челябинск, 2007.
Развитие коммуникации в филогенезе
Пашук Н. С. Психология речи. Мн., Изд-во МИУ, 2010
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий