Вербальная коммуникация, критерии, правила

Речь как средство общения одновременно выступает и как источник информации, и как способ воздействия на собеседника.

Наиболее эффективными и адекватными критериями вербальной передачи информации являются:

  • критерий простоты, под которой понимают краткость, законченность фраз, содержащих понятные слова, без аббревиатур специальных терминов и определений;
  • критерий ясности информации, предполагающий, что после получения сообщения пациент может однозначно ответить на вопросы: что, как, сколько, где, когда, почему;
  • критерий, заслуживающий доверия, предполагает отношение пациента к врачу и отношение к нему других работников, профессионализм медработника, соблюдение конфиденциальности отношений и информации;
  • критерий уместности сообщения, переданное в удачно выбранное время с учетом индивидуальных особенностей пациента.

К вербальным навыкам общения следует отнести искусство слушать, в котором выделяют:

  • активное - на первом плане выступает отражение информации и/или отражение чувств говорящего;
  • пассивное - восприятие информации от пациента с эмоциональным возбуждением и ободрением его «угу-реакцией», т.е. высказываниями типа да-да, угу, ну, конечно, так-так и т.п., только поддерживающими разговор пациента, но не раздражающими его;
  • эмпатическое слушание - отражение чувств, т.е. восприятие, испытание чувств и переживаний пациента, передаваемых речью.

Непременным условием, обеспечивающим эффективность взаимоотношений и воздействия слова на пациента, является участливое, доброе отношение медперсонала к пациенту.

Эмпатия - это способность чувствовать эмоциональное состояние другого человека, точно воспринимать смысловые оттенки его внутреннего мира, сопереживание. Наличие такой аффективной тональности у специалиста в общении с пациентом является основой психотерапевтического воздействия на него.

Слово может иметь огромное психотерапевтическое значение, но может вызвать целый ряд нервно-психических нарушений, возникновение и усугубление протекания соматической патологии, т.е. ятрогению - негативное явление, причиной которого оказывается медработник. Причины возникновения ятрогенических расстройств и заболеваний весьма разнообразны.

Ключевые слова: Коммуникация
Материалы по теме
Коммуникативная методология
Козлов В.В., Интегративная психология
Основные теории коммуникации
Основы теории коммуникации - УП - Шпаковская-Шпаковский - 2006
Коммуникативные механизмы понимания: знак, значение, смысл
Адамьянц Т.З., Социальная коммуникация
Документальная коммуникация
Соколов А.В., Введение и теорию социальной коммуникации
Коммуникации в менеджменте
Основы менеджмента : учебное пособие / В.Л. Полукаров. — 2-е изд., перераб. — М.: КНОРУС,...
Невербальная коммуникация: виды, характеристика
...
Коммуникативный акт и коммуникативный процесс
Мирошниченко А.А., Этика деловых отношений
Международные коммуникации
Основы теории коммуникации - УП - Шпаковская-Шпаковский - 2006
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий