Вербальная коммуникация, критерии, правила

Речь как средство общения одновременно выступает и как источник информации, и как способ воздействия на собеседника.

Наиболее эффективными и адекватными критериями вербальной передачи информации являются:

  • критерий простоты, под которой понимают краткость, законченность фраз, содержащих понятные слова, без аббревиатур специальных терминов и определений;
  • критерий ясности информации, предполагающий, что после получения сообщения пациент может однозначно ответить на вопросы: что, как, сколько, где, когда, почему;
  • критерий, заслуживающий доверия, предполагает отношение пациента к врачу и отношение к нему других работников, профессионализм медработника, соблюдение конфиденциальности отношений и информации;
  • критерий уместности сообщения, переданное в удачно выбранное время с учетом индивидуальных особенностей пациента.

К вербальным навыкам общения следует отнести искусство слушать, в котором выделяют:

  • активное - на первом плане выступает отражение информации и/или отражение чувств говорящего;
  • пассивное - восприятие информации от пациента с эмоциональным возбуждением и ободрением его «угу-реакцией», т.е. высказываниями типа да-да, угу, ну, конечно, так-так и т.п., только поддерживающими разговор пациента, но не раздражающими его;
  • эмпатическое слушание - отражение чувств, т.е. восприятие, испытание чувств и переживаний пациента, передаваемых речью.

Непременным условием, обеспечивающим эффективность взаимоотношений и воздействия слова на пациента, является участливое, доброе отношение медперсонала к пациенту.

Эмпатия - это способность чувствовать эмоциональное состояние другого человека, точно воспринимать смысловые оттенки его внутреннего мира, сопереживание. Наличие такой аффективной тональности у специалиста в общении с пациентом является основой психотерапевтического воздействия на него.

Слово может иметь огромное психотерапевтическое значение, но может вызвать целый ряд нервно-психических нарушений, возникновение и усугубление протекания соматической патологии, т.е. ятрогению - негативное явление, причиной которого оказывается медработник. Причины возникновения ятрогенических расстройств и заболеваний весьма разнообразны.

Ключевые слова: Коммуникация
Материалы по теме
Бессознательная коммуникация
Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Психоанализ и психиатрия: Монография. - Новосибирск: Изд....
Матрица коммуникации
НЛП. Навыки аффективного лидерства
Символическая коммуникация
Анцупов А.Я., Конфликтология
Массовая коммуникация и пропаганда
Богачкина Н.А., Социальная психология. Шпаргалка
Межличностная коммуникация
Андрианов М.С., Невербальная коммуникация
Коммуникативный акт и его составляющие
Клюев Е. В., Речевая коммуникация: Учебное пособие для университетов и институтов. - М.:...
Коммуникационные каналы и сети в структуре управления
Менеджмент. Учебное пособие
Коммуникация в деловом общении
Горанчук В.В., Психология делового общения и управленческих воздействий
Оставить комментарий