Коммуникативная компетентность

Коммуникативная компетентность представляет из себя следующие умения и навыки:

  • инициировать и вступать в контакт;
  • формировать благоприятное первое впечатление;
  • задавать вопросы и отвечать на них;
  • вести беседу, кратко и точно выражать свои мысли;
  • стимулировать собеседника к прояснению его позиции, высказываний;
  • слушать, услышать и понять то, что имел в виду собеседник;
  • осуществлять обратную связь, т. е. передать партнеру, что его услышали и поняли;
  • выравнивать эмоциональное напряжение в беседе, в дискуссии;
  • считывать и грамотно интерпретировать невербальные сигналы собеседника (взгляд, мимику, жесты, позы);
  • управлять собственными экспрессивными сигналами в процессе общения;
  • эффективно взаимодействовать с другими, осуществляя сотрудничество:
  • владеть моделями общения;
  • использовать в процессе взаимодействия разнообразные стили общения;
  • понимать специфику речевых жанров и коммуникативных средств достижения цели при взаимодействии.

Немаловажное значение в современной практике общения имеют также навыки отношений, или интерактивные навыки. Они чаще всего связаны с управлением ролями, стратегиями и тактиками взаимодействия, индивидуальным и групповым стилями общения.

Интерактивные умения и навыки:

  • диагностировать и оценивать собеседников (их цели и мотивы, уровень восприятия информации и ее понимания, лидерство);
  • правильно распределять роли в игровом общении и подбирать эффективные стратегии взаимодействия;
  • управлять индивидуальной и групповой интеллектуальной деятельностью участников игры внутри команды;
  • определять сенсорные каналы собеседников и эффективно их использовать с помощью вербальных и невербальных ключей доступа;
  • разрешать спорные ситуации, снимать конфликты мнений; презентацию.

У многих молодых людей именно отсутствие хорошо развитых коммуникативных и интерактивных умений и навыков вызывает настоящую панику при необходимости самому публично выступить, например отвечать на экзамене, обратиться к аудитории с речью, сделать самопрезентацию, быть руководителем дискуссии.

Овладение коммуникативной компетентностью создает молодому человеку условия для успеха и карьеры, позволяет стать конкурентоспособной личностью. Как отмечает Н.А. Морева в книге «Тренинг педагогического общения», для людей с высокой коммуникативной компетентностью характерны следующие признаки:

  • быстрая, своевременная и точная ориентировка в ситуации взаимодействия и в партнерах;
  • стремление понять другого человека в контексте требований конкретной ситуации;
  • установка в контакте не только на дело, но и на партнера, доброжелательное отношение к нему, учет его состояния и возможностей;
  • уверенность в себе, адекватная включенность в ситуацию;
  • владение ситуацией, гибкость, готовность проявить инициативу в общении или передать ее партнеру;
  • большая удовлетворенность общением и уменьшение нервно-психических затрат в процессе коммуникации;
  • умение эффективно общаться в разных статусно-ролевых позициях, устанавливая и поддерживая требуемые рабочие контакты независимо, а иногда и вопреки сложившимся отношениям;
  • высокий статус и популярность в том или ином коллективе;
  • умение взаимодействовать в групповой работе, добиваться высокого результата деятельности;
  • способность создавать благоприятный климат в коллективе.

Перечисленные внешние поведенческие проявления характерны для людей с высокой коммуникативной компетентностью. Однако для успеха в профессиональной деятельности важно развивать также социальную компетентность, которая в конечном итоге формирует так называемый социальный интеллект, востребованный как практикой менеджмента, менеджмента персонала, так и в деятельности всех специалистов, работающих с другими людьми.

Выделяют следующие компоненты социальной компетентности:

  • социальная сенситивность;
  • основные навыки взаимодействия;
  • навыки одобрения и вознаграждения, которые существенны для всех социальных ситуаций (т.е. умение давать положительную обратную связь партнерам по общению);
  • равновесие, спокойствие как антитеза (от гр. — противоположение) социальной тревожности.

Применительно к подростковому возрасту представляется целесообразным расширить этот перечень характеристик, добавив к ним те, которые необходимы каждому молодому человеку и могут быть развиты с помощью тренинга общения:

  • развитие речи и лексикона — способность говорить точно и кратко;
  • чувствительность к вербальной и невербальной экспрессии собеседников — способность адекватно интерпретировать их переживания, выражающиеся в речи, мимике, позах и пр.;
  • гибкость ролевых позиций в общении, способность динамично менять их в соответствии с поведением собеседников, с ситуацией общения;
  • социальная наблюдательность;
  • социальная рефлексия, самоосознание себя как субъекта общения;
  • умение принимать и в конструктивной форме давать обратную связь собеседникам;
  • ассертивность — умение уверенно отстаивать свою позицию в конфликтных ситуациях, не переходя ни к  агрессии, ни к пассивно-зависимому поведению;
  • самоконтроль.

Коммуникативный тренинг включает в себя и поведенческий тренинг, т.е. обучение навыкам, лежащим в основе поведения, например: общение по телефону, деловая коммуникация — переговоры, деловые встречи, межличностное взаимодействие, проведение презентаций.

В реальной практике общения коммуникативные умения соотносятся с коммуникативными техниками, которые как раз и отрабатываются на тренинге. Так, например, к техникам активного слушания относятся: умение разговаривать и умение услышать и понять. Умение разговаривать предполагает владение техниками формулирования вопросов, прежде всего — открытых, закрытых, альтернативных и техникой собеседования. Умение услышать и понять включает владение техникой обратной связи, т. е. повторения (вербализации полученной информации с помощью дословного воспроизведения или цитирования сказанного собеседником); техникой перефразирования (краткое повторение сути высказывания собеседника своими словами), техникой интерпретации (высказывание предположений об истинном значении сказанного или о причинах и целях высказывания собеседника).

В процессе такого тренинга отрабатываются навыки вербализации, задавания вопросов и формулирования ответов на них и выявляются типичные ошибки при постановке вопросов, а также способы их преодоления. К типичным ошибкам вербализации относятся: безапелляционность, навязчивое повторение, ложная интерпретация, слишком точная интерпретация. Если коммуникативный тренинг проводится систематически, на протяжении длительного времени, то его постоянные участники рано или поздно приобретут коммуникативную компетентность, а следовательно, станут более конкурентоспособными и успешными людьми.

Источник: 
Панфилова А.П., Теория и практика общения
Чтобы оставить комментарий или обсудить материал на форуме, необходимо зарегистрироваться или войти.