Коммуникативная компетентность

Коммуникативная компетентность представляет из себя следующие умения и навыки:

  • инициировать и вступать в контакт;
  • формировать благоприятное первое впечатление;
  • задавать вопросы и отвечать на них;
  • вести беседу, кратко и точно выражать свои мысли;
  • стимулировать собеседника к прояснению его позиции, высказываний;
  • слушать, услышать и понять то, что имел в виду собеседник;
  • осуществлять обратную связь, т. е. передать партнеру, что его услышали и поняли;
  • выравнивать эмоциональное напряжение в беседе, в дискуссии;
  • считывать и грамотно интерпретировать невербальные сигналы собеседника (взгляд, мимику, жесты, позы);
  • управлять собственными экспрессивными сигналами в процессе общения;
  • эффективно взаимодействовать с другими, осуществляя сотрудничество:
  • владеть моделями общения;
  • использовать в процессе взаимодействия разнообразные стили общения;
  • понимать специфику речевых жанров и коммуникативных средств достижения цели при взаимодействии.

Немаловажное значение в современной практике общения имеют также навыки отношений, или интерактивные навыки. Они чаще всего связаны с управлением ролями, стратегиями и тактиками взаимодействия, индивидуальным и групповым стилями общения.

Интерактивные умения и навыки:

  • диагностировать и оценивать собеседников (их цели и мотивы, уровень восприятия информации и ее понимания, лидерство);
  • правильно распределять роли в игровом общении и подбирать эффективные стратегии взаимодействия;
  • управлять индивидуальной и групповой интеллектуальной деятельностью участников игры внутри команды;
  • определять сенсорные каналы собеседников и эффективно их использовать с помощью вербальных и невербальных ключей доступа;
  • разрешать спорные ситуации, снимать конфликты мнений; презентацию.

У многих молодых людей именно отсутствие хорошо развитых коммуникативных и интерактивных умений и навыков вызывает настоящую панику при необходимости самому публично выступить, например отвечать на экзамене, обратиться к аудитории с речью, сделать самопрезентацию, быть руководителем дискуссии.

Овладение коммуникативной компетентностью создает молодому человеку условия для успеха и карьеры, позволяет стать конкурентоспособной личностью. Как отмечает Н.А. Морева в книге «Тренинг педагогического общения», для людей с высокой коммуникативной компетентностью характерны следующие признаки:

  • быстрая, своевременная и точная ориентировка в ситуации взаимодействия и в партнерах;
  • стремление понять другого человека в контексте требований конкретной ситуации;
  • установка в контакте не только на дело, но и на партнера, доброжелательное отношение к нему, учет его состояния и возможностей;
  • уверенность в себе, адекватная включенность в ситуацию;
  • владение ситуацией, гибкость, готовность проявить инициативу в общении или передать ее партнеру;
  • большая удовлетворенность общением и уменьшение нервно-психических затрат в процессе коммуникации;
  • умение эффективно общаться в разных статусно-ролевых позициях, устанавливая и поддерживая требуемые рабочие контакты независимо, а иногда и вопреки сложившимся отношениям;
  • высокий статус и популярность в том или ином коллективе;
  • умение взаимодействовать в групповой работе, добиваться высокого результата деятельности;
  • способность создавать благоприятный климат в коллективе.

Перечисленные внешние поведенческие проявления характерны для людей с высокой коммуникативной компетентностью. Однако для успеха в профессиональной деятельности важно развивать также социальную компетентность, которая в конечном итоге формирует так называемый социальный интеллект, востребованный как практикой менеджмента, менеджмента персонала, так и в деятельности всех специалистов, работающих с другими людьми.

Выделяют следующие компоненты социальной компетентности:

  • социальная сенситивность;
  • основные навыки взаимодействия;
  • навыки одобрения и вознаграждения, которые существенны для всех социальных ситуаций (т.е. умение давать положительную обратную связь партнерам по общению);
  • равновесие, спокойствие как антитеза (от гр. — противоположение) социальной тревожности.

Применительно к подростковому возрасту представляется целесообразным расширить этот перечень характеристик, добавив к ним те, которые необходимы каждому молодому человеку и могут быть развиты с помощью тренинга общения:

  • развитие речи и лексикона — способность говорить точно и кратко;
  • чувствительность к вербальной и невербальной экспрессии собеседников — способность адекватно интерпретировать их переживания, выражающиеся в речи, мимике, позах и пр.;
  • гибкость ролевых позиций в общении, способность динамично менять их в соответствии с поведением собеседников, с ситуацией общения;
  • социальная наблюдательность;
  • социальная рефлексия, самоосознание себя как субъекта общения;
  • умение принимать и в конструктивной форме давать обратную связь собеседникам;
  • ассертивность — умение уверенно отстаивать свою позицию в конфликтных ситуациях, не переходя ни к  агрессии, ни к пассивно-зависимому поведению;
  • самоконтроль.

Коммуникативный тренинг включает в себя и поведенческий тренинг, т.е. обучение навыкам, лежащим в основе поведения, например: общение по телефону, деловая коммуникация — переговоры, деловые встречи, межличностное взаимодействие, проведение презентаций.

В реальной практике общения коммуникативные умения соотносятся с коммуникативными техниками, которые как раз и отрабатываются на тренинге. Так, например, к техникам активного слушания относятся: умение разговаривать и умение услышать и понять. Умение разговаривать предполагает владение техниками формулирования вопросов, прежде всего — открытых, закрытых, альтернативных и техникой собеседования. Умение услышать и понять включает владение техникой обратной связи, т. е. повторения (вербализации полученной информации с помощью дословного воспроизведения или цитирования сказанного собеседником); техникой перефразирования (краткое повторение сути высказывания собеседника своими словами), техникой интерпретации (высказывание предположений об истинном значении сказанного или о причинах и целях высказывания собеседника).

В процессе такого тренинга отрабатываются навыки вербализации, задавания вопросов и формулирования ответов на них и выявляются типичные ошибки при постановке вопросов, а также способы их преодоления. К типичным ошибкам вербализации относятся: безапелляционность, навязчивое повторение, ложная интерпретация, слишком точная интерпретация. Если коммуникативный тренинг проводится систематически, на протяжении длительного времени, то его постоянные участники рано или поздно приобретут коммуникативную компетентность, а следовательно, станут более конкурентоспособными и успешными людьми.

Источник: 
Панфилова А.П., Теория и практика общения
Материалы по теме
Модели коммуникативной компетентности
Болотова А.К., Психология коммуникаций, 2015
Компоненты коммуникативной компетентности
Болотова А.К., Психология коммуникаций, 2015
Диагностика коммуникативной компетентности
Болотова А.К., Психология коммуникаций, 2015
Социально коммуникативная компетентность
Занковский А.Н., Психология деловых отношений
Публичная коммуникация
Андрианов М.С., Невербальная коммуникация
Средства межличностной коммуникации
Социальная психология [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Л.В. Лебедева. — М. : ФЛИНТА,...
Невербальная коммуникация
Леонов Н.И., Психология делового общения
Коммуникативные барьеры в деловом общении
Горанчук В.В., Психология делового общения и управленческих воздействий
Оставить комментарий