Общение как коммуникативная деятельность

В специальной социально-психологической литературе общение понимается и как коммуникативная деятельность. Мы касались этого вопроса при оценке взглядов М. И. Лисиной на общение, но теперь рассмотрим его более основательно.

Коммуникативная деятельность представляет собой сложную многоканальную систему взаимодействий людей. Так, Г. М. Андреева основными процессами коммуникативной деятельности считает коммуникативный (обеспечивающий обмен информацией), интерактивный (регулирующий взаимодействие партнеров в общении) и перцептивный (организующий взаимовосприятие, взаимооценку и рефлексию в общении).

А. А. Леонтьев и Б. X. Бгажноков выделяют два типа коммуникативной деятельности: личностно-ориентированный и социально-ориентированный. Эти типы коммуникативной деятельности различаются коммуникативными, функциональными, социально-психологическими и речевыми структурами.

Как отмечает Б. X. Бгажноков, высказывания в социально-ориентированном общении адресуются многим людям и должны быть понятны каждому, поэтому к ним предъявляются требования полноты, точности и высокой культуры.

Наряду с внешней характеристикой коммуникативной деятельности существует ее внутренняя, психологическая, характеристика. Она, согласно И. А. Зимней, проявляется в социальной и индивидуально-психологической репрезентативности этого процесса.

Социальная репрезентативность коммуникативной деятельности означает, что она может происходил только по конкретному поводу в конкретной реальной ситуации. Индивидуально-личностная репрезентативность проявляется в отражении индивидуально-личностных особенностей общающихся.

Опираясь на концепцию А. Н. Леонтьева и его анализ общения как деятельности и обозначая его как "коммуникативную деятельность", рассмотрим ее основные структурные компоненты. Итак, предмет общения — это другой человек, партнер по общению как субъект;
потребность в общении — это стремление человека к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью — к самопознанию, к самооценке;
коммуникативные мотивы — это то, ради чего предпринимается общение;
действия общения — это единицы коммуникативной деятельности, целостный акт, адресованный другому человеку (два основных вида действий в общении — инициативные и ответные);
задачи общения — это та цель, на достижение которой в конкретной коммуникативной ситуации направлены разнообразные действия, совершаемые в процессе общения;
средства общения — это те операции, с помощью которых осуществляются действия общения;
продукт общения — это образования материального и духовного' характера, создающиеся в итоге общения.

Процесс коммуникативной деятельности строится как "система сопряженных актов" (Б. Ф. Ломов). Каждый такой "сопряженный акт" — это взаимодействие двух субъектов, двух наделенных способностью к инициативному общению людей. В этом проявляется, согласно М. М. Бахтину, диалогичность коммуникативной деятельности, а диалог может рассматриваться как способ организации "сопряженных актов".

Таким образом, диалог — это реальная единица коммуникативной деятельности. В свою очередь, элементарными единицами диалога являются действия высказывания и слушания. Однако на практике личность выполняет роль не просто субъекта общения, но и субъекта — организатора коммуникативной деятельности другого субъекта. Таким субъектом могут стать отдельная личность, группа людей, масса.

Общение субъекта-организатора с другим человеком определяется как межличностный уровень коммуникативной Деятельности, а общение с группой (коллективом) — как личностно групповой, общение с массой — как личностно-массовый. В единстве этих трех уровней и рассматривается коммуникативная деятельность личности. Это единство обеспечивается тем, что все уровни коммуникативного взаимодействия опираются на единое организационно-методологическое основание, а именно на личностно-деятельностное. Такой подход предполагает, что в центре общения находятся две личности, два субъекта общения, взаимодействие которых реализуется через деятельность и в деятельности.

Деятельностный подход применительно к коммуникативной технологии означает прежде всего трактовку ее как организации и управления формированием системы социальных позиций, взглядов, оценок и т. д. Это происходит в трех основных коммуникативных формах:
а) монологической (преобладают коммуникативные действия- высказывания личности как субъекта-организатора действий слушания других субъектов — участников общения);
б) диалогический (субъект взаимодействуют и взаимно активны, взаимно инициативны);
в) полилогических (многостороннее общение, которое чаще всего носит характер своеобразной борьбы за овладение коммуникативной инициативой и связано со стремлением максимально эффективно ее реализовать).

Общение как деятельность представляет собой систему элементарных актов. Каждый акт определяется:
а) субъектом — инициатором общения;
б) субъектом, которому адресована инициатива;
в) нормами, по которым организуется общение;
г) целями, которые преследуют участники общения;
д) ситуацией, в которой совершается взаимодействие.

Каждый акт общения представляет собой цепь взаимосвязанных коммуникативных действий:
1) вход субъекта общения в коммуникативную ситуацию;
2) оценка субъектом общения характера коммуникативной ситуации (благоприятная, неблагоприятная и т. д.);
3) ориентация в коммуникативной ситуации;
4) выбор другого субъекта для возможного взаимодействия;
5) постановка коммуникативной задачи с учетом особенностей ситуации общения;
6) выработка подхода к субъекту взаимодействия;
7) пристройка к субъекту — партнеру по взаимодействию;
8) привлечение субъектом — инициатором внимания субъекта-партнера;
9) оценка эмоционально-психологического состояния субъекта — партнера и выявление степени его готовности к вступлению во взаимодействие;
10) самонастройка субъекта — инициатора на эмоционально-психологическое состояние субъекта — партнера;
11) выравнивание эмоционально-психологических состояний субъектов общения, формирование общего эмоционального фона;
12) коммуникативное воздействие субъекта — инициатора на субъекта-партнера;
13) оценка субъектом — инициатором реакции субъекта — партнера на воздействие;
14) стимулирование "ответного хода" субъекта — партнера;
15) "ответный ход" субъекта — партнера по общению.

Из этих пятнадцати действий и слагается акт общения.

Итак, для возникновения акта общения нужна инициатива.

Поэтому субъект общения, который берет эту инициативу на себя, назван нами субъектом — инициатором, а субъект общения, который эту инициативу принимает, — субъектом — партнером.

Источник: 
Руденский Е.В., Социальная психология