Межличностная интеракция

В социальной психологии в настоящее время существуют теории межличностного взаимодействия, в основе которых лежат различные основания: теория обмена Дж. Хоманса создана на основе опыта и учета вознаграждений и затрат; управления впечатлениями Э. Гоффмана — на создании и поддержании благоприятных впечатлений; теория взаимодействия символического интеракционизма Дж. Мида и Г. Блумера — на основе символов, значений; психоаналитическая концепция взаимодействия — на представлениях и конфликтном опыте раннего детства, концепция трансактного взаимодействия (Э. Берн) — на основе совпадения, или пересечения трансакций, позиций Ребенка, Взрослого и Родителя и т.д.

Интеракция в системе межличностных отношений

Интеракция как межличностное взаимодействие может рассматриваться в широком и узком смысле слова. Как пишет А. И. Донцов, в широком смысле — это «случайный или преднамеренный, частный или публичный, длительный или кратковременный, вербальный или невербальный личный контакт двух и более человек, имеющий следствием взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений, установок. В узком смысле — система взаимно обусловленных индивидуальных действий, связанных циклической причинной зависимостью, при которой поведение каждого из участников выступает одновременно и стимулом, и реакцией на поведение остальных».

Существует другая точка зрения на интеракцию как «систематическое устойчивое выполнение действий, которые направлены на то, чтобы вызвать ответную реакцию со стороны партнера, при этом вызванная реакция в свою очередь порождает реакцию воздействующего» (Щепаньский, 1979). Взаимодействие складывается из действий. Каждое социальное действие представляет собой систему, включающую в себя ряд элементов:

  1. действующий индивид;
  2. объект воздействия или индивид, на которого воздействуют;
  3. средства или орудия воздействия;
  4. метод воздействия или способ использования средств;
  5. реакция индивида, на которого воздействуют, или результат действия.

Все виды социальных действий можно разделить на приспособление, оппозицию, сотрудничество и конкуренцию. Приспособление — это те действия, которые вызывают желательное поведение индивидов или групп без угрозы каким-либо ценностям или возможностям партнера по общению (приглашение, вовлечение, руководство в совместной деятельности, подражание и т. д.) Оппозиция — действия, которые связаны с угрозами и репрессиями (противопоставление себя другим, репрессии, бунт, враждебность, сопротивление, конфликт.) (Ф. Знанецкий). К указанным видам межличностной интеракции следует добавить сотрудничество (кооперацию), когда продвижение каждого из партнеров к своей цели способствует или, как минимум, не препятствует реализации целей остальных, и соперничество (конкуренцию), когда достижение цели одним из взаимодействующих    индивидов затрудняет    или исключает осуществление целей других участников совместного действия, компромисс.

Взаимодействие всегда социально, т.е. происходит в группе людей, поэтому в основе интеракции лежат социальные потребности и ресурсы, а сопровождается оно эмоциями и чувствами.

Модели межличностного взаимодействия

Примерами межличностной интеракции могут служить различные типы взаимодействия в больших и малых социальных группах — лидерство и руководство, конфликтное взаимодействие, манипуляции и психологические игры. Лидерство,  руководство и конфликтное взаимодействие будут рассмотрены нами в специальных лекциях, а различного рода модели взаимодействия, связанные со стратегиями поведения индивидов, рассмотрим в данной лекции. Сторонники бихевиоризма изучили и описали примеры человеческих игр. Например, Г. Келли и Дж. Тибо предложили динамические закономерности согласования стратегий поведения в межличностных отношениях Согласно теории взаимозависимости исходов «результаты для любого участника процесса взаимодействия могут быть сформулированы в терминах вознаграждений, получаемых участником, и издержек, которые он несет; при этом их значение зависит от поведения обоих партнеров. Для некоторых целей вознаграждения и издержки рассматриваются по отдельности, но, как правило, мы предполагаем, что их можно объединить в единую шкалу «ценных качеств» результата. К вознаграждениям мы относим то, что доставляет человеку удовольствие и удовлетворение. Издержки относятся к факторам, которые сдерживают или останавливают проявление любого поведения или фрагмента поведения — такие факторы, как физическое или умственное напряжение или страдание, смятение или тревога и появление всякого рода противоречивых воздействий или разно -родных ответных реакций. Размеры вознаграждений и издержек членов диады будут зависеть от их потребностей и ценностей, от их умения и способности осуществлять определенную линию поведения и от соответствия поведения и его результатов их потребностям и ценностям. Пресыщение снижает вознаграждение, а утомление увеличивает издержки» .

Люди сохраняют участие во взаимодействии до тех пор, пока получают больше, чем теряют. Г. Келли и Дж. Тибо вводят два опосредования в действие интерактивного акта:

  1. Все познается в сравнении: а) на что рассчитывал; б) что получил.
  2.  Каковы реальные возможности?

П = В > Р
П = В < Р

 Р— на что рассчитывал; В — возможности; П — получил.

В качестве независимых переменных выступают возможности взаимного контроля. Считается, что контроль опосредуется способностью влиять на исходы другого (такие, как вознаграждения, платежи, подкрепления, полезности). В качестве зависимых переменных выступают продукты взаимозависимых отношений — нормы, роли, власть. Позитивные платежи могут быть либо материальными, либо психологическими (выигрыш в статусе, власти).

Стремление непременно выиграть, что-то получить иллюстрирует «теория обмена» Хоманса, представителя бихевиористического направления в психологии. С его токи зрения, социальное поведение человека есть не что иное, как обмен материальными и нематериальными ценностями (например, знаками одобрения). Участвуя в таком обмене, человек нечто отдает (это стоимость) и взамен что -то получает (вознаграждение).

Человек не только стремится к максимальному вознаграждению, но и старается следить за тем, чтобы никто из его окружения не получил большей выгоды. Эту характеристику игр подчеркивал Э. Берн, говоря, что человеческие игры (игры взрослых), как и детские игры, протекают по определенным законам, состоят из серии ходов, но в отличие от открытой, искренней игры детей содержат ловушку, подвох, подстроенный» с целью непременно выиграть. В трансактном анализе Э. Берна указывается еще одна особенность психологических игр — ограниченность правилами. Игра является в определенной степени способом обезличивания людей. По этому правила, по которым протекает игра, задаются не уникальностью партнеров, а их социальными ролями, статусом, позицией, обстоятельствами. «Исполнение» каждой роли в игре сопровождается предписанным ей внешним оформлением и соответствующим поведением. В таких играх, как правило, скрываются мотивы, осуществляются бесконечные циклы маскировок, ложного откровения, повторного раскрытия.    Искусственность,    личностная    неискренность, целенаправленная либо неосознаваемая полностью ложь являются четвертой особенностью игр и манипуляций.

Не все человеческие игры являются играми-манипуляциями хотя бы потому, что большинство интеракций по своему психологическому содержанию являются игрой. Человек как существо социальное постоянно вступает в отношения с другими людьми с точки зрения ролевых, статусных позиций. Если ролевое взаимодействие не мешает индивидам поддерживать субъект-субъектные отношения, обращаться к партнеру как к ценности, вести диалог и придавать    ему статус личностного взаимодействия — это психологическая игра. Манипуляция начинается тогда, когда другой человек становится объектом, средством достижения выгоды одного из партнеров — манипулятора. Поэтому манипуляция — это односторонняя игра, когда цель и правила известны одному партнеру, а другой пребывает в полном неведении. Манипулятор осуществляет постоянный контроль, он скрытен, но его партнер при этом может быть вполне искренним и бескорыстным.

Ключевые слова: Общение, Коммуникация
Источник: Социальная психология [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Л.В. Лебедева. — М. : ФЛИНТА, 2013. — 229 с.
Материалы по теме
Общение как коммуникативная деятельность
Руденский Е.В., Социальная психология
Системы невербальной коммуникации
Психология коммуникации. О.А. Гулевич — М.: Московский психолого-социальный институт, 2007...
Коммуникативная функция общения
Занковский А.Н., Психология деловых отношений
Коммуникация в деловом общении
Горанчук В.В., Психология делового общения и управленческих воздействий
Коммуникативные барьеры в деловом общении
Горанчук В.В., Психология делового общения и управленческих воздействий
Коммуникативная сторона общения
Андреева И.В., Социальная психология
Теории межличностного взаимодействия
Столяренко Л.Д., Самыгин С.И., Социальная психология
Психологическая характеристика различных форм воздействия учителя на учащихся
Ильин Е. П., Психология общения и межличностных отношений. — СПб.: Питер, 2009. — 576 с....
Оставить комментарий