В этой сфере можно выделить следующие направления работы:
1. Профилактика стресса за счет изменения условий труда, отношений в организации и организационной культуры.
2. Побуждение сотрудников к безопасному поведению во время работы.
3. Помощь сотрудникам, находящимся в состоянии стресса, или ставших жертвами несчастного случая.
В большинстве работ по организационной психологии указывается, что в целом снижение уровня стресса у сотрудников может быть достигнута за счет точности и предсказуемости требований, которые предъявляет к ним администрация; прозрачности системы оценки работы и системы вознаграждений; устранение неизвестности в отношении проблемы дальнейшей занятости (например, для пенсионеров, для работников на временных контрактах); разумное и равномерное распределение нагрузки; борьба с рутиной, т.е. возможность для сотрудника при желании переключиться с одной работы не другую; достаточно стабильный график работы, такой, чтобы сотрудник мог к нему адаптироваться; налаживание горизонтальных связей в организации с целью обеспечения социальной поддержки; возможность для сотрудников самостоятельно контролировать хотя бы какие-то аспекты своей работы; создание возможностей для профессионального роста.
К числу наиболее эффективных мер по обеспечению безопасного поведения можно отнести следующие: правильное и главное, адресное информирование сотрудников о риске несчастного случая при несоблюдении требований по охране труда (имеется в виду, что сотрудник должен знать о конкретном риске для себя, а не об абстрактно-высоком риске); материальное стимулирование безопасного поведения, например, по принципу жетонной экономики; изменение организационной культуры в сторону более уважительного отношения к безопасному поведению. Вспомним, что в упоминавшейся нами модели целенаправленного поведения одним из важных факторов являются именно социальные нормы. Если контроль за выполнением правил будет не только вертикальным, но и горизонтальным, он станет более эффективным. Наконец, правила безопасного поведения должны быть доступными, понятными, легко выполнимыми, чтобы минимизировать субъективные издержки. К сожалению, составители данных правил часто формулируют их в виде непреложных законов, не требующих никаких пояснений, и переоценивают тем самым эрудицию исполнителей. Так, в литературе приводится много примеров относительно того, что не все работники, занимающиеся физическим трудом, правильно понимают, для чего придуманы особые правила подъема тяжестей.
Помощь сотрудникам, находящимся в состоянии стресса или ставших жертвами несчастного случая может осуществляться с участием профессионалов-психологов и психотерапевтов, а также за счет изменения условий их труда, информационной, материальной и социальной поддержки.
Несмотря на то, что здоровье персонала зависит от большого количества факторов, минимизация воздействия хотя бы тех из них, которые имеют отношение к организации, способна принести значительный эффект. Здесь, несомненно, остается открытым вопрос о том, как соблюсти баланс между интересами отдельного сотрудника и интересами организации в целом. Проведенный нами анализ дает основания полагать, что в этой сфере необходимо постепенное распределение ответственности за здоровье и самочувствие между менеджерами и рядовыми сотрудниками, организация групп самопомощи и налаживание системы горизонтальной социальной поддержки.