Личность как объект управления и самоуправления

В системе управления личность может выступать и как субъект управления, и как объект управления, а чаще всего одновременно совмещает в себе и субъект, и объект.

Личность как субъект управления выступает носителем предметно-практической деятельности, источником управленческой активности, направленной на определенный объект управления.

Личность как объект управления, является целью управленческого воздействия, реализует на практике управленческие решения вышестоящего субъекта управления. Исходя из этого, в психологии управления существует золотое правило: «Нельзя научиться управлять, не научившись подчиняться». Это обусловлено тем, что, как мы с вами выяснили в предыдущих темах, субъект и объект управления в социальном управлении постоянно меняются местами и одновременно могут выступать как субъектом, так и объектом. И это в полной мере относится и к личности, и к организации в качестве субъектов и объектов управления.

Одним из основных блоков качеств личности как субъекта управления выступают качества организатора.

По мнению Ю.Н. Емельянова, организаторский потенциал личности это системное качество, характеризующее не только личность, но и параметры той социальной среды, в которой осуществляется организаторская деятельность этой личности. Это системное качество возникает на стыке между обществом, коллективом, индивидом и объектом его деятельности. Следует также подчеркнуть, что организаторские качества личности иерархизированы. В этой иерархии первенствует организаторское чутье, на котором базируется эмоционально-волевая компонента организаторских качеств руководителя. Склонность к организаторской деятельности выступает фундаментом, обеспечивающим развитие всех остальных системных качеств.

Л.И. Уманский считает, что организаторские качества личности как субъекта управления базируются на определенных психологических свойствах личности.

  • Психологическая избирательность - способность личности отражать с достаточной полнотой психологию организуемой группы в ходе решения ею общегрупповой задачи.
  • Практически-психологическая направленность ума - совокупность знаний и у мений в сфере практической психологии, готовность применить их в практике решения организаторских задач.
  • Психологический такт - наличие чувства меры во взаимоотношениях с людьми.

Данные свойства личности Л.И. Уманский рассматривает в совокупности как «организаторское чутье».

  • Общественная энергичность - способность личности заряжать своей энергией организуемых людей.
  • Требовательность - способность предъявлять адекватные требования в зависимости от особенностей ситуации.
  • Критичность - способность обнаружить и выразить значимые данной деятельности отклонения от условий, диктуемых поставленной задачей.

Три этих свойства Л.И. Уманский также объединяет в целостнее образовании, называемом эмоционально-волевой бездейственностью.

Склонность к организаторской деятельности - внутренняя потребность в данной деятельности, имеющая социальную направленное и положительную эмоциональную окраску.

Выступая в качестве объекта управления - личность должна уметь подчиняться, обладать восприимчивостью и подверженностью управленческим воздействиям. Выделяют различные типы подчинения: инициативное, равнодушное и строптивое.

Если личность как объект управления не является одновремен субъектом, она имеет право на строптивое и равнодушное подчинение. Если личность является одновременно и субъектом управления, то он должна быть носителем инициативного подчинения.

  • Равнодушное подчинение предполагает, что работник удовлетворен, своим положением, избегает принятия ответственных решений, действует по принципу «Моя хата с края - начальству видней».
  • Строптивое подчинение - подчинение воспринимается, как вынужденное и внешне навязанное, работник при получении распоряжения, как правило, задает вопрос: «А почему я?». Характеризуется слабым пониманием необходимости подчинения, своих функциональных обязанностей, своего положения в системе управленческого взаимодействия.
  • Инициативное подчинение - характеризуется осознанием необходимости подчинения. Чувство долга становится привычным, но не подавляет инициативы. Подчинение строится на сочетании уважения авторитета вышестоящего руководителя с критической оценкой его распоряжения.

Деятельность руководителя как субъекта и объекта управления носит весьма противоречивый характер:

  • руководитель работает в строго структурированных условиях (наличие планов: стратегических, тактических, оперативных);
  • перед руководителем постоянно стоит дилемма выбора приемов и способов решения стоящих задач (между рискованными и устоявшимися, отработанными, стереотипными действиями);
  • постоянно меняющиеся внутренние и внешние переменные, которые могут поставить под сомнение компетентность руководителя, которая может не соответствовать новым условиям деятельности;
  • отсутствие адекватной оценки способностей и личностного роста руководителя в условиях постоянно меняющихся организационных ситуаций со стороны вышестоящего руководства;
  • выбор неэффективных стратегий поведения при управлении организационными конфликтами;
  • принятие управленческих решений без учета мнения исполнителей;
  • необходимость строгого соблюдения требований руководящих документов, инструкции в ущерб стремлению работников проявлять инициативу и творчество:
  • рассогласование индивидуальной мотивации руководителя, ориентированного на достижение успеха в деятельности, и отсутствие положительной мотивации поведения у работников.

К особенностям современной системы управления и современного руководителя следует отнести:

  • рост числа женщин-руководителей;
  • рост роли интеллекта и необходимости расширения уровня технической компетентности;
  • повышение образовательного уровня, наличие двух и более высших образований;
  • расширении круга лиц, участвующих в принятии решений на всех уровнях организационной структуры;
  • возрастание роли социальной ответственности руководителей;
  • профессиональная мобильность.
Материалы по теме
Эмоции и личность
Кураев Г.А., Пожарская Е.Н., Психология человека
Управление трудовой мотивацией
Самыгии С.И., Менеджмент персонала
Конфликт между личностью и группой
И.Т. Кавецкий, Т.Л. Рыжковская, И.А. Коверзнева, В.Г. Игнатович, Н.А. Лобан, С.В....
Социально-психологические проблемы взаимосвязи общества и личности
Социальная психология [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Л.В. Лебедева. — М. : ФЛИНТА,...
Основные виды и уровни управления
Менеджмент. Введение в профессию : учебное пособие / В.В. Бондаренко, В.А. Юдина. — М. :...
Административная школа А. Файоля
Замедлина Е.А., Жулина Е.Г., Шпаргалка по основам менеджмента
Процесс социализации личности
Тертель А.Л., Психология. Курс лекций
Признаки и особенности антикризисного управления
«Антикризисное управление. Конспект лекций»: Эксмо; Москва; 2008
Оставить комментарий