Личность как объект управления и самоуправления

В системе управления личность может выступать и как субъект управления, и как объект управления, а чаще всего одновременно совмещает в себе и субъект, и объект.

Личность как субъект управления выступает носителем предметно-практической деятельности, источником управленческой активности, направленной на определенный объект управления.

Личность как объект управления, является целью управленческого воздействия, реализует на практике управленческие решения вышестоящего субъекта управления. Исходя из этого, в психологии управления существует золотое правило: «Нельзя научиться управлять, не научившись подчиняться». Это обусловлено тем, что, как мы с вами выяснили в предыдущих темах, субъект и объект управления в социальном управлении постоянно меняются местами и одновременно могут выступать как субъектом, так и объектом. И это в полной мере относится и к личности, и к организации в качестве субъектов и объектов управления.

Одним из основных блоков качеств личности как субъекта управления выступают качества организатора.

По мнению Ю.Н. Емельянова, организаторский потенциал личности это системное качество, характеризующее не только личность, но и параметры той социальной среды, в которой осуществляется организаторская деятельность этой личности. Это системное качество возникает на стыке между обществом, коллективом, индивидом и объектом его деятельности. Следует также подчеркнуть, что организаторские качества личности иерархизированы. В этой иерархии первенствует организаторское чутье, на котором базируется эмоционально-волевая компонента организаторских качеств руководителя. Склонность к организаторской деятельности выступает фундаментом, обеспечивающим развитие всех остальных системных качеств.

Л.И. Уманский считает, что организаторские качества личности как субъекта управления базируются на определенных психологических свойствах личности.

  • Психологическая избирательность - способность личности отражать с достаточной полнотой психологию организуемой группы в ходе решения ею общегрупповой задачи.
  • Практически-психологическая направленность ума - совокупность знаний и у мений в сфере практической психологии, готовность применить их в практике решения организаторских задач.
  • Психологический такт - наличие чувства меры во взаимоотношениях с людьми.

Данные свойства личности Л.И. Уманский рассматривает в совокупности как «организаторское чутье».

  • Общественная энергичность - способность личности заряжать своей энергией организуемых людей.
  • Требовательность - способность предъявлять адекватные требования в зависимости от особенностей ситуации.
  • Критичность - способность обнаружить и выразить значимые данной деятельности отклонения от условий, диктуемых поставленной задачей.

Три этих свойства Л.И. Уманский также объединяет в целостнее образовании, называемом эмоционально-волевой бездейственностью.

Склонность к организаторской деятельности - внутренняя потребность в данной деятельности, имеющая социальную направленное и положительную эмоциональную окраску.

Выступая в качестве объекта управления - личность должна уметь подчиняться, обладать восприимчивостью и подверженностью управленческим воздействиям. Выделяют различные типы подчинения: инициативное, равнодушное и строптивое.

Если личность как объект управления не является одновремен субъектом, она имеет право на строптивое и равнодушное подчинение. Если личность является одновременно и субъектом управления, то он должна быть носителем инициативного подчинения.

  • Равнодушное подчинение предполагает, что работник удовлетворен, своим положением, избегает принятия ответственных решений, действует по принципу «Моя хата с края - начальству видней».
  • Строптивое подчинение - подчинение воспринимается, как вынужденное и внешне навязанное, работник при получении распоряжения, как правило, задает вопрос: «А почему я?». Характеризуется слабым пониманием необходимости подчинения, своих функциональных обязанностей, своего положения в системе управленческого взаимодействия.
  • Инициативное подчинение - характеризуется осознанием необходимости подчинения. Чувство долга становится привычным, но не подавляет инициативы. Подчинение строится на сочетании уважения авторитета вышестоящего руководителя с критической оценкой его распоряжения.

Деятельность руководителя как субъекта и объекта управления носит весьма противоречивый характер:

  • руководитель работает в строго структурированных условиях (наличие планов: стратегических, тактических, оперативных);
  • перед руководителем постоянно стоит дилемма выбора приемов и способов решения стоящих задач (между рискованными и устоявшимися, отработанными, стереотипными действиями);
  • постоянно меняющиеся внутренние и внешние переменные, которые могут поставить под сомнение компетентность руководителя, которая может не соответствовать новым условиям деятельности;
  • отсутствие адекватной оценки способностей и личностного роста руководителя в условиях постоянно меняющихся организационных ситуаций со стороны вышестоящего руководства;
  • выбор неэффективных стратегий поведения при управлении организационными конфликтами;
  • принятие управленческих решений без учета мнения исполнителей;
  • необходимость строгого соблюдения требований руководящих документов, инструкции в ущерб стремлению работников проявлять инициативу и творчество:
  • рассогласование индивидуальной мотивации руководителя, ориентированного на достижение успеха в деятельности, и отсутствие положительной мотивации поведения у работников.

К особенностям современной системы управления и современного руководителя следует отнести:

  • рост числа женщин-руководителей;
  • рост роли интеллекта и необходимости расширения уровня технической компетентности;
  • повышение образовательного уровня, наличие двух и более высших образований;
  • расширении круга лиц, участвующих в принятии решений на всех уровнях организационной структуры;
  • возрастание роли социальной ответственности руководителей;
  • профессиональная мобильность.
Ключевые слова: Личность, Управление
Материалы по теме
Развитие личности в юности
Кагермазова Л.Ц., Возрастная психология
Управление обеспечением собственными финансовыми ресурсами
под ред. Шохина Е.И. Финансовый менеджмент 2002
Истерическое расстройство личности
Клиническая психиатрия
Процессы управления проектом
К. Хелдман.,Профессиональное управление проектом
Место темперамента в структуре личности
...
Структура личности преступника
Старков О. В., Криминология: Общая, Особенная и Специальная части: Учебник.— СПб.:...
Делегирование управленческих полномочий
Менеджмент. Учебное пособие
Координация в деятельности политического и административного государственного аппарата России
Государственная политика и управление. Учебник. В 2 ч. Часть 2. Уровни, технологии,...
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий