Американская управленческая культура

В основе любой культуры лежит национальный менталитет. Основа американской управленческой культуры - жесткий рационализм, основанный на доминировании идеологии жесткого индивидуализма.

Лозунг американской управленческой культуры: «Кто производит - не управляет, кто управляет, не производит. Управлять - это делать что-либо руками других».

В США создана самая разветвленная инфраструктура подготовки менеджеров, управленческая деятельность рассматривается как особый вид профессиональной деятельности, а профессия менеджера относится к наиболее престижным и достаточно высоко оплачиваемых. В США подготовкой профессиональных менеджеров занимаются около 1500 высших учебных заведений (см.: журнал «Управление персоналом». № 1,1997).

С 70-х годов XX столетия в США наибольшей популярностью пользуется так называемая Теория Z. Поиски новых структурных моделей управления привели к созданию американо-японского гибрида. Ее разработчиком стал американец японского происхождения У. Оучи. Данная модель соединила в себе основные идеи американского и японского менеджмента и расценивалась специалистами как идеальная. Она сочетает систему индивидуальных ценностей (личная активность и инициатива, престиж, самоутверждение, независимость) с групповыми формами взаимодействия.

Выделяют характерные черты американской управленческой культуры:
- Управление - специализированный вид профессиональной деятельности;
- Управление должны заниматься специально подготовленные люди - менеджеры;
- Жесткий рационализм, индивидуализм, прагматизм, опора на собственные силы;
- Создана самая разветвленная инфраструктура подготовки менеджеров.

Американский менеджер ориентирован на индивидуальные ценности, и идеальный тип руководителя - лидер, сильная личность, замыкающая на себе весь процесс управления.