Безопасное и рискованное поведение на работе

Важным аспектом здоровья организации и отдельных ее членов является безопасное поведение персонала, которое можно определить как произвольное и осознанное поведение, направленное на снижение риска несчастных случаев и проблем со здоровьем. В одних организациях требования к безопасному поведению могут быть минимальными (например, соблюдение техники безопасности при работе с бытовыми приборами и электроникой), в другой - очень серьезными (например, на транспорте, на химическом производстве и т.п.). Опыт и отечественных, и зарубежных организаций показывает, что несоблюдение правил техники безопасности, травматизм сотрудников до сих пор является серьезной проблемой. Как правило, в обязанность менеджеров вменяется также и контроль за безопасностью сотрудников, они несут прямую ответственность за соблюдение сотрудниками правил техники безопасности. В настоящее время в психологии разработаны несколько концепций безопасного поведения, среди которых наиболее популярными являются теория мотивации самосохранения и теория целенаправленного поведения.

В теории мотивации самосохранения постулируется высокая значимость когнитивных факторов в инициации и поддержании безопасного поведения, а именно воспринимаемого риска, воспринимаемого контроля над поведением, а также субъективной оценки выгод и «стоимости» (психологической и материальной) безопасного поведения. Вероятность осуществления безопасного поведения будет максимальной, если человек высоко оценивает риск несчастного случая, считает, что в его силах предотвратить это, а выгоды от безопасного поведения перевешивают издержки. Исследования в области психологии труда и организационной психологии показывают, что у рабочих с повторными травмами было выявлено безразличное отношение к возможности несчастного случая и склонность к поиску его внешних причин. Рабочие, получавшие много травм, считали свою работу не слишком опасной, а несчастные случаи - несерьезными.

Согласно теории целенаправленного поведения, безопасное поведение является намеренным и осуществляется под произвольным контролем со стороны субъекта. Намерение осуществить то или иное поведение зависит от совместного действия таких переменных, как установки в отношении данного поведения, субъективные нормы в отношении поведения, воспринимаемый контроль.

Таким образом, можно выделить несколько наиболее важных факторов безопасного поведения: воспринимаемый риск, воспринимаемый контроль, субъективные нормы в отношении поведения. Рассмотрим некоторые из них более подробно.

H. Уэнстайн, изучая индивидуальные способы оценки риска, выявил и описал феномен «неоправданного оптимизма» или «иллюзии неуязвимости». Он утверждает, что люди имеют склонность занижать вероятность наступления неприятных событий и преувеличивать свои возможности справляться с их последствиями. Н. Уэнстайн пришел к выводу о том, что неоправданный оптимизм может возникать и поддерживаться в результате следующих когнитивных ошибок.

1. Неадекватный выбор объекта для сравнения. «Оптимист» сравнивает свой риск с риском для гипотетического «среднего» человека, не обладающего никакими особыми достоинствами. Если предложить ему выбрать для сравнения кого-нибудь из своих ближайших знакомых, например, лучшего друга, одного из родителей, неоправданный оптимизм обычно исчезает, ведь человеку свойственно желать, чтобы близкие люди были так же защищены от неприятностей, как и он сам. Интересно, что в тех случаях, когда требовалось сравнить себя с кем-либо из знакомых, испытуемые выбирали того, кто был более уязвим.
2. Эгоцентрическая направленность внимания. Обычно в процессе оценки риска испытуемый не задумывается о том, что делают для сохранения своего здоровья другие люди (т.е. он полагает, что заботится о себе больше, чем окружающие). Поэтому одним из способов борьбы с иллюзией неуязвимости П.Уэнстайн считает информирование о повсеместно применяемых профилактических мерах.

Можно указать и на другие не менее значимые факторы, способствующие искаженным оценкам риска. Согласно одной из гипотез, неоправданный оптимизм необходим для поддержания положительной самооценки и хорошего настроения, а также для устранения тревоги. Он является источником положительных эмоций. Оптимизм в отношении себя позитивно влияет на поведение и самочувствие онкологических пациентов, больных после пересадки сердца. Даже если человек верно оценивает риск, это еще не значит, что он в состоянии его уменьшить. Поэтому, чем более серьезной является угроза, тем более выражен неоправданный оптимизм. Тенденция усреднения индивидуального риска, позволяющая тем самым «присоединиться» к массе таких же людей, также имеет совершенно явный защитный характер. Если человек чего-то боится, ему хочется думать, что многие люди тоже боятся. Таковы эмоциональные и мотивационные факторы, способствующие поддержанию феномена неоправданного оптимизма.

Попытки связать личностные особенности сотрудника с его склонностью к травматизму показали, что лучше всего подходит для операционализации данных особенностей концепция «Большой пятерки личностных черт» (Л. Голдберг и др.). Метаанализ личностных факторов, предсказывающих уровень дорожно-транспортных происшествий и несчастных случаев на производстве, проведенный Ш. Кларк и А. Робертсоном в 2005 г., позволил сделать вывод, что наиболее значимыми являются такие компоненты «Большой пятерки», как низкая сознательность, низкий уровень дружелюбия, высокий уровень нейротизма. Низкая сознательность, в числе прочего, означает меньшую способность к обдумыванию своих действий и их последствий, недостаток уважения к авторитету и социальному порядку. В результате индивиды могут игнорировать установленные правила техники безопасности, не прислушиваться к советам более опытных сотрудников, совершать импульсивные действия в производственных ситуациях. Низкий уровень дружелюбия одновременно означает высокий уровень агрессивности, сильное эмоциональное напряжения, что оказывает негативное влияние на целенаправленность и эффективность поведения. Наконец, высокий уровень нейротизма означает наличие у индивида таких черт, как сосредоточенность на своих проблемах вместо того, чтобы отслеживать изменения в окружающей обстановке (невнимательность), недостаточная активность по контролю над окружением, в том числе использование пассивных копинг-стратегий, эмоциональная неустойчивость, особенно в проблемных ситуациях, отсюда и большая подверженность несчастным случаям.

В последнее время среди управляющих работников растет уверенность в том, что здоровье сотрудников должно стать объектом усиленного внимания и заботы со стороны организации. Помимо гуманитарных целей, это должно послужить увеличению производительности труда и улучшению отношений в коллективе. Ниже мы приведем некоторые направления работы менеджеров по обеспечению здоровья персонала организации.

Ключевые слова: Кадры
Материалы по теме
Личностные качества работника и его компетентность
Практическая конфликтология: от конфронтации к сотрудничеству / Виктор Пономаренко: АСТ;...
Грубое нарушение трудовых обязанностей
Ладнова Е.С. - Прием и увольнение работников (Делопроизводство и кадры) - 2012
Методы психологического изучения профессий
...
Приказ о направлении в командировку
КАДРОВАЯ СЛУЖБА ПРЕДПРИЯТИЯ: ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО, ДОКУМЕНТООБОРОТ И НОРМАТИВНАЯ БАЗА:; О.И....
Мотивация и стимулирование персонала
Корпоративный менеджмент
Текучесть кадров и пути управления ею
Практический менеджмент персонала: Пособие по кадровой работе. — М.: Юристъ, 2001. — 496 с...
Тестирование при приеме на работу
Щекин Г.В., Организация и психология управления персоналом
Отбор кандидатов в резерв
Егоршин А. П., Управление персоналом: Учебник для вузов. - 4-е изд., испр. -Н. Новгород:...
Оставить комментарий