Исследование свойств внимания

Внимание - это направленность и сосредоточенность сознания (ощущения, восприятия, памяти, мышления и т.д.) на каком-либо объекте или действиях внешнего или внутреннего мира. Человек задумался, значит, в его сознании более отчетливы процессы мышления; припоминает, значит, более загружены процессы памяти; наблюдает, следовательно, главное место в сознании занимает процесс восприятия. В деятельности водителя основная функция восприятия - это процесс наблюдения за быстро меняющейся дорожной обстановкой.

Физиологической основой внимания является очаг оптимального возбуждения определенного участка коры больших полушарий головного мозга. Внимание связано с волей. В зависимости от воли различают непроизвольное и произвольное внимание.

Непроизвольное внимание возникает без волевого усилия под влиянием внешних раздражителей. Так непроизвольное внимание водителя может возникнуть при изменении шума от трения колес о дорожное покрытие, изменении шума двигателя и т.д. Непроизвольное внимание может возникнуть от нового дорожного знака или старого, но установленного на другом месте, в то же время обилие дорожных знаков, ненужная информация может мешать водителю и стать причиной ДТП.

Произвольное внимание - это направленность и сосредоточенность сознания, которые связаны с волевым усилием и заранее поставленной целью.

Устойчивость внимания - сохранение необходимой степени напряжения при восприятии объекта в течение длительного времени.

Переключение внимания - способность быстро менять объекты, на которые направлено и сосредоточено сознание. Переключаемость во многом определяется подвижностью нервных процессов.

Ключевые слова: Внимание
Материалы по теме
Теоретические модели внимания
Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы. Мн., 2008.
Развитие внимания в детском возрасте
Дубровина И.В., Младший школьник
Гиперкинетический синдром у детей (F90.0—F90.9)
Исаев Д. Н., Психиатрия детского возраста: психопатология развития: учебник для вузов. — СПб...
Характеристики внимания
Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы. Мн., 2008.
Развитие концентрации внимания у младших школьников
Дубровина И.В., Младший школьник
Теории внимания как предвосхищения
Общая психология: учебник / Л А. Вайнштейн, В А. Поликарпов, И.А. Фурманов. — Минск: Соврем...
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью
...
Внимание и особенности гиперактивного поведение младших школьников
Дубровина И.В., Младший школьник
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий