Внимание. Физиологические механизмы. Виды и качества внимания

Общая характеристика. Внимание — направленность и сосредоточенность психической деятельности человека, выражающая активность личности в данный момент и при данных условиях, включающая в себя регулирование и контроль психических процессов и являющаяся их неотъемлемой частью, характеризующей динамику их протеканий. Некоторые исследователи сводят внимание к избирательной активности личности (теория установки Узнадзе).

Направленность психической деятельности носит избирательный характер (вольный и невольный), касающийся выбора объекта, сохранения и поддержания этого выбора.

Сосредоточенность — концентрация внимания на определенной деятельности, отвлечение от всего, что к ней не относится.

Физиологические механизмы внимания. Для понимания физиологических основ внимания очень важен закон индукции нервных процессов, согласно которому процессы возбуждения, возникающие в одной области коры головного мозга, вызывают торможение в других ее областях. В каждый момент времени в коре имеется очаг повышенной возбудимости, характеризующийся наиболее благоприятными условиями для возбуждения.

Установлено, что внимание возможно, только в ситуации бодрствования. В мозгу обнаружены особые «нейроны внимания». Скопление нервных клеток, расположенных в стволовой части мозга, получивших название ретикулярной формации, тормозит один импульсы и усиливает другие, посылая их в кору головного мозга.

Напряженное внимание сопровождается соответствующей мимикой и движениями, задержкой дыхания.

Виды внимания. По направленности и сосредоточенности психической деятельности внимание бывает:
1. Непроизвольное — это сосредоточение сознания на объекте в силу особенности этого объекта как раздражителя (сильного, контрастного пли значимого и вызывающего эмоциональный отклик).
2. Произвольное внимание — деятельность; осознанно направленная на контроль своего поведения и на поддержание устойчивости избирательной активности. Ведущая роль в его механизмах принадлежит второй сигнальной системе.
3. Послепроизвольное внимание предполагает участие в деятельности и возникающий в связи с этим интерес. Оно связано с сознательными целями и поддерживается сознательными интересами, и не может быть сведено к произвольному вниманию, так как не требует заметных волевых усилий для своего поддержания.

Качества внимания. Качества внимания зависят от свойств нервной системы человека. Людям со слабой нервной системой дополнительные раздражители мешают сосредоточиться, а тем, у кого нервная система сильная, даже повышают концентрацию внимания.

Внимание у разных людей и у одного и того же человека в различное время и в различных условиях отличается некоторыми особенностями:
а) объем внимания — количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием одновременно;
б) распределение внимания — возможность удерживать в сфере внимания одновременно несколько объектов;
в) устойчивость внимания — длительность сосредоточения внимания на объекте:
г) переключение внимания — намеренный перенос внимания с одного объекта на другой;
д) концентрация внимания — степень сосредоточенности внимания на объекте.

Ключевые слова: Внимание
Источник: шпаргалки
Материалы по теме
Теоретические модели внимания
Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы. Мн., 2008.
Развитие внимания в детском возрасте
Дубровина И.В., Младший школьник
Гиперкинетический синдром у детей (F90.0—F90.9)
Исаев Д. Н., Психиатрия детского возраста: психопатология развития: учебник для вузов. — СПб...
Характеристики внимания
Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы. Мн., 2008.
Развитие концентрации внимания у младших школьников
Дубровина И.В., Младший школьник
Теории внимания как предвосхищения
Общая психология: учебник / Л А. Вайнштейн, В А. Поликарпов, И.А. Фурманов. — Минск: Соврем...
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью
...
Внимание и особенности гиперактивного поведение младших школьников
Дубровина И.В., Младший школьник
Оставить комментарий