Развитие немецкой классической философии после И. Канта: И.Г. Фихте и Ф.В. Шеллинг

Развитие немецкой классической философии после И. Канта: Иоганн Готлиб Фихте

Иоганн Готлиб Фихте (1762-1814), ученик и последователь И. Канта, увидел в философии И. Канта возможность обоснования главной ценности эпохи Нового времени - абсолютной свободы. К такой постановке вопроса И.Г. Фихте подтолкнула Великая французская революция 1789 года, которую он считал практическим осуществлением принципа абсолютной свободы.

Для И. Г. Фихте понятие мира как «вещи в себе» представляло очевидным препятствием на пути абсолютной свободы, которая связывалась им с неограниченной творческой деятельностью человеческого сознания. Противоречия кантовской философии решались И.Г. Фихте на основе сведения всего существующего продуктивной деятельности сознания. Это означало, что мир не существует сам по себе, а всегда предстает в соотнесенности с сознанием. В системе Фихте на первое место выходит понятия чистого «Я», субъекта, который творит себя и окружающий мир в актах сознания. Этот процесс совершается по законам диалектики в виде постановки и разрешения противоречий. Именно у И.Г . Фихте диалектика приобретает смысл позитивного учения о законах созидательной деятельности сознания. Свою философи И.Г. Фихте стремился выстроить как строгую научную систему, исходящую из единого принципа. Он называл философию «науко-учением», рассматривая ее как фундамент любой науки. Особое значение в системе И.Г. Фихте приобрел акт самосознания, в котором сознание раскалывается на мыслящий субъект и мыслимый объект, на «Я» и «не-Я». Под «не-Я» понимается весь объективный мир, который представляется вначале чем-то независимым от сознания. В ходе познания и практической деятельности раскрывается производный характер окружающего мира, его зависимость от сознания. В акте самосознания И.Г. Фихте усмотрел источник порождения окружающего мира, так как сознание предстает в нем одновременно как субъект и как объект, мышление и бытие, теоретическая и практическая деятельность. Диалектика И.Г. Фихте как логика развития сознания, в ходе которого возникает окружающий мир, определила новое направление развития немецкой классической философии. Однако многие современники, среди которых был и сам И. Кант, обращали внимание на абстрактный, бессодержательный и формальный характер построений И.Г. Фихте. Увлекшись диалектикой чистого сознания, И.Г. Фихте не смог наполнить ее конкретным содержанием. Поэтому в работах следующего представителя немецкой классической философии Ф.В. Шеллинга (1775-1854) были сделаны шаги для решения этой проблемы. В первых произведениях Ф.В. Шеллинга, под влиянием учения Б. Спинозы, была предпринята попытка применить диалектику И.Г. Фихте для объяснения природных процессов. Такое диалектическое учение о природе Ф.В. Шеллинг назвал натурфилософией», подвергнув И.Г.Фихте критике за игнорирование природы и субъективизм. Задача натурфилософии состояла в том, чтобы раскрыть идеальный, духовный характер сил, действующих в природе. Так как в природе обнаруживается диалектика, что и в сознании, то следует сделать вывод о всеобщей духовности мира. Природа рассматривается Ф.В. Шеллингом как нерасторжимое единство духа и материи, которое находится в состоянии постоянного развития. Направленность этого развития определяется постепенным переходом от материи к духу, от сознательного к сознательному, прогрессивным возрастами, духовности и идеальности мира. В философии Ф.В. Шеллинга прослеживается процесс возникновения и развития сознания из природы, который является движением от необходимости к свободе. Философская система И. Канта, реформированная Ф.В. Шеллингом на основе диалектики И.Г.Фихте, включает такие части, как теоретическая философия, практическая философия, философия природных целей и философия искусства. Структура системы отражает постепенное развитие сознания от природного к духовному состоянию. На теоретической стадии сознание занимает созерцательную позицию, не имея возможности совершать практическое преобразование мира. Эта пассивная созерцательность преодолевается на более высокой практической стадии, где сознание становится самостоятельным и выступает как разум и воля. Высшей формой постижения мира для Ф.В. Шеллинга является искусство, которое преодолевает противоположность мистического и практического, бессознательного и сознательного, необходимости и свободы. В произведениях искусства выражается бесконечность мира, недоступная рациональным формам познания. В философии Ф.В. Шеллинга ставятся проблемы логики истории и религиозного предназначения человека, особое внимание уделяется таким формам сознания, как искусство и мифология. В поздних работах Ф.В. Шеллинга основное место занимает религиозная проблематика. Следует особо отметить значительное влияние Ф.В. Шеллинга на русскую религиозную философию. Несмотря на стремление к построению масштабной философской системы, в силу внешних исторических и личных жизненных обстоятельств, Ф.В. Шеллинг лишь наметил целый ряд важнейших проблем, но не дал их подробной разработки.

Источник: 
Н.В. Рябоконь. Философия УМК - Минск.: Изд-во МИУ, 2009