Средневековая арабская философия

В рамках средневековой философии выделяется не только христианская философия Византии и Западной Европы, но и арабская философия, а также еврейская философия. К концу первого тысячелетия в исламском мире наблюдался серьезный экономический и культурный подъем, что благотворно отразилось и на философии. Арабские философы так же, как и западноевропейские мыслители были знакомы с наследием античной философии, более того, многие сочинения, например некоторые тексты Аристотеля, дошли до европейцев уже через арабов, которые изучили их ранее. В числе наиболее видных представителей арабской философии следует назвать Аль-Фараби (870-950), Ибн-Рушда, Ибн-Сину (Авиценну) (ок. 980-1037).

В отличие от схоластов, которые привлекали аппарат античной философии для обоснования положений христианского вероучения, арабские философы представляют собой альтернативную линию интерпретации достижений античных мыслителей и, прежде всего, Аристотеля, что обусловлено, с одной стороны их принадлежностью к исламской культуре, а с другой - влиянием позитивно-научного знания. Арабские философы были одновременно учеными-естествоиспытателями. Они достигли значительных успехов в математике, астрономии, медицине, истории, географии.

Следует сказать, что для названных мыслителей характерно то, что они не столь радикально проводят принцип креационизма: материю они считают началом несотворенным, существующим вечно, как и Бог. Ибн-Рушд рассматривает материю как вечное, несотворенное начало, противостоящее Богу. По мнению Авиценны, если Бог вечен, то вечна также и материя, поскольку причина и следствие связаны друг с другом. В соответствии с его взглядами, мир возникает из Бога путем эманации (истечения). Это учение является пантеистическим и напрямую противоречит принципу креационизма, характерному также и для мусульманской теологии. Характерно, что в отличие от западноевропейских схоластов, которые интерпретировали и дополняли Аристотеля, интерес мыслителей арабского Востока состоял в том, чтобы восстановить его оригинальное учение. Авиценна в частности стремился представить в чистом виде аристотелевскую логику. Он также выдвинул важную идею о том, что законы, принципы, категории логики должны соответствовать законам объективного мира. Тем самым он акцентировал практическую значимость логики, ее связь с физикой и метафизикой (философией).

Принцип персонализма также не играет значительной роли в учениях арабских философов. Если для христианских мыслителей принцип персонализма предполагает бессмертие индивидуальной души, то Ибн-Рушд и Аль-Фараби отрицали это положение. Опираясь на идеи Аристотеля, Ибн-Рушд считал бессмертным только единый, универсальный мировой разум, Аль-Фараби полагал, что душа возникает и погибает вместе с телом.

В теории познания арабские философы подчеркивали важную роль чувственного опыта. Авиценна рассматривал познание как процесс отражения предметов в чувствах и разуме познающего. Развивая учение об универсалиях, Ибн-Рушд доказывал, что познание отдельных вещей, их сторон и качеств, предшествует образованию понятий, которые формируются разумом на основе чувственного опыта. Упоминавшаяся уже теория «двойственной истины» Ибн-Рушда также вполне соответствует данной тенденции, поскольку стремится освободить «естественные» познавательные способности человека от диктата теологии.

В целом следует сказать, что арабская философия средневековья менее зависима в своем содержании от теологии и поэтому в ней сильны тенденции материализма, пантеизма и эмпиризма.

Источник: 
Н.В. Рябоконь. Философия УМК - Минск.: Изд-во МИУ, 2009