Предмет философии и его историческая динамика. Структура философского знания

Предметом философии является ВСЕОБЩЕЕ в системе «мир - человек». Специфика предмета философии заключается в том, что он принципиально не локализован, как, например, в специальных науках. Главную особенность философии в предметном плане составляет духовное воспроизведение мира как целостного образования, на основе того, что выработано в рамках других форм общественного сознания. Предмет и структура философии отлична от предмета и структуры частных наук, изучающих эмпирическую реальность, тем, что он представляет собой отношение человека к миру. Философия изучает не мир сам по себе, не сами объекты, а отношение к ним человека. Философии нет там, где нет человеческих целей, человеческого присутствия.

О чем же размышляли и продолжают размышлять те, кого называют философами? Круг философских проблем изменялся по мере развития человеческой культуры, познания и практики.

Специфика проблемного поля философии определяется ее стремлением рационально-понятийными средствами выработать целостное и обобщенное знание о мире и месте в нем человека. Поэтому в качестве основных можно обозначить четыре мировоззренческие проблемы:
1. Проблема универсума, окружающего мира, в рамках которой философия отвечает на вопросы о том, что собой представляет мир, в котором мы живем, как он возник, что является первоосновой мира, конечен или бесконечен мир, единственен или множественен, каковы его прошлое, будущее и др. Опираясь на различные науки, синтезируя знания из разных областей, философия раскрывает сущностные принципы устройства мира.
2. Проблема человека, смысла существования человека в мире, которая связана с осмыслением комплекса мировоззренческих вопросов о принципиальных отличиях человеческого существования от иных типов бытия, о смысле жизни человека, о его свободе, - эти и многие другие вопросы составляют содержательное поле проблемы человека в философии.
3. Проблема взаимосвязи человека и мира, субъективного и объективного, идеального и материального. При всех содержательных оттенках в трактовке системы отношений «мир-человек», преобладающей в классической философии, стала такая ее формулировка, в которой она приобрела форму вопроса об отношении мышления к бытию, сознания к материи. Ф. Энгельс назвал этот вопрос основным вопросом философии. Основной вопрос философии включает в себя две стороны: онтологическую и гносеологическую. Онтологическая сторона основного вопроса философии - это вопрос о сущности мира, т.е. о том, что чем определяется в своем существовании, что от чего зависит; что существует как нечто самостоятельное, т.е. существует независимо от другого (как субстанция), а что является производным от этой субстанции (материальное или духовное, объективное или субъективное, природа или сознание). В зависимости от ответа на вопрос, что первично, а что вторично, философы подразделяются на материалистов и идеалистов. Существуют различные исторические формы материализма и две основные разновидности идеализма - объективный и субъективный.

Материалисты - это те философы, которые считают природу, материю первичными, существующими независимо от духовного, от сознания. При этом сознание (дух) не отрицается, а понимается как свойство, функция материального, т.е. сознание - вторично по отношению к объективной реальности.

Идеалисты придерживаются противоположной точки зрения. Они считают, что в основе мира лежит духовная сущность в различных формах: Идея, Мировой Разум, Воля. Идеалисты считают, что сознание существует самостоятельно, а сознание человека - есть проявление субстанции в человеке.

Гносеологическая сторона основного вопроса философии - это вопрос о познаваемости мира. Это вопрос о том, способно ли человеческое мышление, сознание познать природу, могут ли люди иметь правильное представление о мире, его закономерностях, могут ли они, опираясь на эти представления, изменять окружающий мир в нужном им направлении. В зависимости от решения этого вопроса выделяется две основных позиции: позиция гносеологического оптимизма и агностицизм.

Сторонники гносеологического оптимизма признают познаваемость мира, агностики (от греч. - непознаваемый) - придерживаются противоположного мнения. Они полагают, что вопрос об истинности познания окончательно решен быть не может, и более того, мир принципиально непознаваем.

4. Проблема бытия человека в «мире людей», связана с решением межличностных, социальных отношений. Здесь огромный пласт вопросов, связанных с поиском идеальной модели общества, начиная от идеального государства Платона и Конфуция, города Солнца в «Утопии» Кампанеллы и заканчивая марксистской моделью гармоничного коммунистического общества.

В рамках решения самых разнообразных проблем человека, погруженного в социум, возникла тема герменевтики, понимания человека человеком, понимания текстов, диалога автора того или иного произведения с читателем, которые зачастую разделены веками, вследствие чего читатель проникает в смысл произведений и «творит» свои личностные смыслы.

Поиск согласия, взаимопонимания, гибкости, коммуникативного решения всех возникающих конфликтов становятся ведущими философскими темами в функционировании современной философской мысли.

Ни одна из обозначенных философских проблем не может быть полностью изолирована от другой. Все проблемы взаимодополняют друг друга и вместе с тем в различных философских учениях отдается приоритет тому или иному направлению, той или иной философской теме.

Следует отметить, что на протяжении исторического развития философии менялись акценты в решении основных философских проблем. В современной философии происходит перенос акцента на развитие отдельных философских дисциплин (социальная философия, философия техники, философия науки, философия религии, философия культуры и т.д.). Сегодня большое внимание уделяется проблемам противоречивости социального развития в условиях техногенной цивилизации, анализу языковой реальности, проблеме человеческого бытия как существования «человека-в-мире». Вместе с тем, как бы не менялись содержательные акценты в современной философии, постоянная составляющая философской проблематики всегда интегрировалась вокруг основных мировоззренческих тем: «мир», «человек», «бытие человека в мире». Именно эти проблемы или теоретические ориентации философского познания задают контуры предмета философии как уникальной формы духовно-теоретической рефлексии над фундаментальными основаниями человеческой культуры.

Мы обозначили отдельные контуры проблемного поля философского знания, позволяющего проследить динамику и отметить многообразие предмета и структуры философии. Все это находило отражение в структуре философского знания, которое включает в себя следующие разделы:

  • Онтология - учение о бытии, о первоначалах всего сущею, об общих принципах и закономерностях существования природы, общества и человека.
  • Гносеология - раздел философского знания, в кот ором изучаются особенности процесса познания человеком внешнего мира, проблемы природы познавательного процесса и его возможности, проблема соотношения знания и реальности, выявляются условия достоверности и истинности знания.
  • Аксиология - философская дисциплина, занимающаяся исследованием природы ценностей, их иерархии, структуры, взаимосвязи, а также их места в человеческом бытии.
  • Философская антропология - философское учение о человеке в многомерности его существования. Философия рассматривает человека как особый род сущего, отличный от всех других существ. Философская антропология исходит из того, что помимо социальных характеристик, порождаемых особенностью социальной среды и эпохи, а также биологических и других природных качеств, в человеке заключено то, что можно назвать собственно человеческим. Это означает, что человек и жизнь человека обладают характеристиками универсального характера, приложимыми к любой эпохе, к человеческому бытию в различных социальных и природных условиях, независимо от их конкретных особенностей.
  • История философии. Рассматривает историческое развитие философии. Она изучает философское наследие мыслителей прошлого, а также современных авторов. В задачу истории философии входит также сопоставление различных учений, выявление того, что в них может представлять ценность для современности и будущего.
  • Этика - философская дисциплина, объектом изучения которой является мораль. Этика выясняет место морали в системе других общественных отношений, исследует ее генезис, природу и внутреннюю структуру. Главные темы размышлений этической теории: что такое добро и зло, свобода человека, счастье, справедливость и т.д.
  • Эстетика учение о красоте (прекрасном). Главный предмет размышления эстетики - прекрасное и безобразное. В число эстетических категорий входят также возвышенное и низменное, комическое, трагическое, драматическое и т.д. Эстетика осмысливает проявление эстетического в жизни и в искусстве. Она тесно связана с философией искусства и искусствоведением.
  • Социальная философия - раздел философии, описывающий специфические особенности общества, его динамику и перспективы, логику социальных процессов, смысл и предназначение человеческой истории, исследует проблемы ее движущих сил.
  • Логика - наука о формах, законах и методах познавательной деятельности.

Все разделы философского знания тесно связаны между собой, хотя и не сводимы друг к другу.

Ключевые слова: Философия
Источник: Н.В. Рябоконь. Философия УМК - Минск.: Изд-во МИУ, 2009
Материалы по теме
Философия Павла Флоренского
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 2: Неклассическая философия...
Проблема сознания в философии, его концепции
Понуждаев, Э. А. Философия: учебное пособие — Москва; Берлин Директ-Медиа, 2019. — 428 с....
Античная философия, ее особенности и этапы развития
Н.В. Рябоконь. Философия УМК - Минск.: Изд-во МИУ, 2009
Космоцентризм древнегреческой философии: основные школы и представители
Философия для «чайников». Учебник для академического бакалавриата: А. Д. Попова, 2018
Что такое философия?
Карл Ясперс, Введение в философию
Философия Пифагора и пифагорейцев
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 1: Исторические типы...
Предмет социальной философии
Соколов С.В., Социальная философия
Философия Рене Декарта
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 1: Исторические типы...
Оставить комментарий