Исторические формы диалектики и ее альтернативы

Представления о диалектике как развитии материального: мира складывались на протяжении длительного времени. Первые элементы диалектики свое непосредственное выражение нашли воззрениях философов Древней Индии и Древнего Китая и кульминационного развития достигли в античной философии. Стихийная диалектика Древней Греции (первая ее историческая форма в наиболее ярком виде была представлена Гераклитом и Сократом. В частности, Гераклит полагал, что в мире все пребывает движении, т.е. все течет и изменяется, все существует и в то же время не существует, находится в постоянном процессе возникновения и исчезновения. Представления об изменчивости мира Гераклит связывал с закономерно воспламеняющимся и закономерно угасающим огнем. Именно огонь, с его точки зрения, является убедительным символом изменений и развития, происходишь, в мире. Стихия огня у Гераклита адекватно отражает всю Глубину идеи развития.

Другим столь же ярким и образным символом, который использовал Гераклит для обоснования идеи развития, является созданный им образ реки, в которую «нельзя войти дважды, потому, по она та, да уже и другая», т.е. в мире, полагал Гераклит, все преходящие и изменчиво. В качестве источника развития Гераклит рассматривал борьбу противоположных сторон. Он считал, что «нес происходит через борьбу и по необходимости». Причем, противоположности, по его мнению, не только реально существуют, но и взаимодействуют между собой: теплое - холодеет, холодное Теплеет; влажное - становится сухим, сухое - влажным. Взаимодействуя между собой противоположности взаимопроникают друг в друга, выступая причиной развития реальных вещей.

Философские традиции, связанные с идеей развития, продолжены далее Сократом. Он впервые вводит в оборот термин диалектика», понимая под ней искусство ведения диалога, а точнее обнаружения истины в процессе преодоления противоположных суждений, высказанных в споре между двумя собеседниками. В отличие от Гераклита, заложившего основы объективной диалектики, т.е. диалектики внешнего, материального мира, Сократ по праву считается основателем субъективной диалектики, т.е. диалектики идей, понятий, составляющих сущность человеческою мышления. В силу данного обстоятельства, диалектика у него приобретает вполне осмысленный, т.е. сознательный характер.

Второй исторической формой диалектики является идеалистическая диалектика классической немецкой философии в лице, прежде всего, И. Канта и Г. Гегеля.

И. Кант развивал субъективно-идеалистические представления о диалектике, так как в развитии рассматривал не реальные вещи, а априорные, доопытным путем рожденные в разуме человека понятия и суждения. Представления о диалектике И. Кант связывал не только с учением об априоризме, но и с признанием антиномичности человеческого разума, т.е. не способности его выйти за пределы чувственного опыта и познать «вещь в себе». Поэтому, считал И. Кант, диалектика всегда имеет отрицательный результат. Она выступает как «логика видимости» и не предоставляет возможности постичь истину. Всякие попытки разума выйти за пределы явлений и познать сущность вещей наталкиваются на неразрешимые противоречия, их И. Кант называет антиномиями.

В универсальной форме диалектический принцип развития немецкой философии был представлен Г. Гегелем. Причем, им это было сделано таким образом, что в последующем уже никто не смел отрицать значение диалектики.

Величие Г. Гегеля как философа состоит в том, что он впервые из всех философов предшествующего времени дал классическое обоснование диалектической концепции развития, посредством представленных им законов и категорий. Диалектика Г. Гегеля конструирует подвижную, динамическую систему понятия посредством которых реализуются такие важнейшие принципы диалектики, как принцип всеобщей, универсальной взаимосвязи и принцип развития. В качестве внутреннего источника развития Г. Гегель рассматривал борьбу противоположных сторон, т.е. противоречия. Тем самым он нанес сокрушительный удар по религиозным представлениям, которые в качестве единственной причины развития всех вещей рассматривали Бога, некий внешний толчок.

К сожалению, диалектика Г. Гегеля развивалась на идеалистической основе. В развитии он рассматривал не действительный мир реальных вещей, а некий «мировой разум», «мировой дух» некую объективную, абсолютную идею. В диалектике понятий он лишь угадал развитие реальных вещей. Тем не менее, его вклад в философскую науку огромен, в последующем он предопределил развитие многих концептуальных идей современной диалектики.

Третьей исторической формой диалектики является материалистическая диалектика, ознаменовавшая качественно новый этап ее развития.

Материалистическая диалектика принципиально отличается от идеалистической диалектики Г. Гегеля и прямо противоположна ей. «Мой диалектический метод, - писал К. Маркс, - по своей основе не только отличается от гегелевского, но является его прямой противоположностью. Для Г. Гегеля процесс мышления... есть демиург, действительного.... У меня же, наоборот, идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней».

Тем самым К. Маркс исходит из первичности объективной диалектики и вторичности, производности субъективной диалектики. Объективная диалектика, диалектика материального мира, с точки зрения материалистической методологии определяет диалектику идей, а не наоборот.

Такое понимание материалистической диалектики получило свое дальнейшее развитие в философских воззрениях Ф. Энгельса и В.И. Ленина.

Ф. Энгельс, в частности писал, что «так называемая объективная диалектика царит во всей природе, а так называемая субъективная диалектика, диалектическое мышление, есть только отражение господствующего во всей природе движения».

На это обстоятельство обращал внимание и В.И. Ленин. Материалистическая диалектика, писал он, «есть наука, а не субъективистское жонглирование понятиями... Ход развития вешей определяет ход развития идей, а не наоборот». Иначе говоря, диалектика существует не в рассудке человека, а в объективной действительности.

Диалектику В.И. Ленин определяет как учение о развитии в его наиболее полном, глубоком и свободном от односторонности виде. В работе «Философские тетради» диалектика им рассматривается через борьбу противоположных сторон. Вкратце, пишет он, этим и будет схвачено ядро диалектики.

Важное значение для современной философии имеют четыре принципа диалектической логики, выдвинутые В.И. Лениным.

Во-первых, отмечает он, чтобы действительно знать предмет, надо охватить, изучить все его стороны, все связи и «опосредствования».
Во-вторых, диалектическая логика требует, чтобы брать предмет в его развитии, «самодвижении» (как говорит иногда Г. Гегель) изменении.
В-третьих, вся человеческая практика должна выйти в полное «определение» предмета и как критерий истины и как практическими определитель связи предмета с тем, что нужно человека.
В-четвертых, диалектическая логика учит, что, абстрактной истины нет, истина всегда конкретна.

Все эти принципы обладают глубоким содержательным смыслом и не потеряли своей актуальности в настоящее время.

Отстаивая принципы научной диалектики, важным является рассмотрение ее альтернатив, в качестве которых выступает метафизика, софистика и эклектика.

Термин «метафизика» был введен в 1 в. до н.э. Андронником Родосским. Систематизируя произведения Аристотеля расположил «после физики» (знаний о природе) те из них в которых речь шла о первых родах сущего, о бытии самом по себе т.е. те которые были «первой философией» - наукой о первых причинах, о первой сущности и началах.

В настоящее время термин «метафизика» приобрел и другие значения.

В современной философской науке под метафизикой понимается онтология, т.е. учение о бытии в отвлечении от проблем гносеологии и логики.

Однако наиболее распространенным понятием метафизик является представление о ней как особом способе мышления противостоящем диалектическому методу. Развитие метафизики рассматривают как простое уменьшение или увеличение одного и тоже качества предмета, как движение по замкнутому кругу, не при водящему к появлению новых вещей. В качестве источника развития метафизиками рассматриваются не противоречия, а внешний толчок, некая сверхъестественная, божественная сила.

Наряду с метафизическим методом мышления альтернативами диалектики являются софистика и эклектика.

Софистика - есть сознательное применение в споре или доказательстве неправильных доводов, так называемых софизмов, т.е. разного рода уловок внешне кажущимися правильными, а на деле являющимися ложными. В качестве примера можно привести следующий софизм: «Вор не желает приобрести ничего дурного. Приобретение хорошего есть вполне полезное дело. Следовательно, вор поступает хорошо». Посредством подмены такого рода понятий софистика оправдывает по существу любые, в том числе и преступные действия: терроризм, войны, геноцид, коррупцию, взяточничество и т.д. В этом, собственно, и заключается ее реакционный и социально опасный характер, имеющий, в конечном счете, всегда отрицательный результат.

Характерными приемами софистики являются: 1) вырывание отдельно взятых событий из их общей связи; 2) применение закономерностей одной группы явлений к явлениям другой группы, одной исторической эпохи - к событиям другой эпохи без учета фактора времени и конкретных обстоятельств; 3) гибкость понятий, адекватная развитию объективного мира, софистами рассматривается субъективно, т.е. вне связи с изменениями, происходящими в материальной действительности.

Эклектика - механическое соединение различных, диаметрально противоположных взглядов, идей, принципов, теорий и философских направлений. Эклектичны, например, попытки соединения материализма и идеализма, диалектики и метафизики, реализма и номинализма.

Тем не менее, в истории философии подобные «синтезы» имели место. Уже в античное время философом Карнеадом был провозглашен принцип равнозначности философских идей в силу их одинаковой проблематичности. По мнению Кариеада, ни у одного философского учения нет преимущества перед другими философскими школами и направлениями. Идеи Платона, Аристотеля, стоиков, скептиков и даже киников звучали в стенах созданной им новой - третьей Академии. Карнеад стремился устранить существующие разногласия между столь различными философскими направлениями и школами, создать некое синтетическое философское учение.

В классической немецкой философии эклектика воззрений в наибольшей мере нашла выражение у И. Канта, который пытался объединить материализм с идеализмом в одной философской системе, не видя принципиальных различий между ними, за что - слева его критиковали материалисты, а справа - идеалисты.

В конце XIX - начале XX в. эмпириокритики Э. Мах и Р. Авенариус, устраняя «односторонности» материализма и идеализм пытались создать «третью линию» в философии. Учение об «злементах мира» Э. Маха и теория «принципиальной координация объекта и субъекта Р. Авенариуса есть не что иное, как заимствование отдельных элементов из философских учений не только идеалистических, но и материалистических школ и направлений.

И сегодня, в современной западной философии наблюдается тенденция плюралистического соединения различных философских школ и направлений.

Источник: 
Н.В. Рябоконь. Философия УМК - Минск.: Изд-во МИУ, 2009