Законы диалектики

Три мышки собрались выпить. Одна сказала:
– Давайте выпьем по рюмочке и пойдем гулять.
Вторая ответила:
– Лучше давайте выпьем по две рюмочки и споем.
А третья мышка сказала:
– Давайте выпьем по три рюмки и пойдем бить морду коту.
Анекдот

Три закона диалектики как раз определяют, объясняют механизм развития. Законы диалектики имеют всеобщий характер. Если физические, химические, социальные законы имеют ограниченное действие (например, социальные законы не действуют в химии), то законы диалектики проявляют себя во всех сферах.

Первым законом диалектики является закон единства и взаимодействия (борьбы) противоположностей. Он дает ответ на вопрос «что является источником развития?» и гласит: источником развития являются противоречия.  Мир состоит из противоположностей. Они самые разные: тепло – холод, свет – темнота, мужчина – женщина, знание – незнание, добро – зло. Именно столкновение этих противоречий дает какое-то определенное развитие.  Самый простой пример – свет и темнота. Человек лучше видит не в темноте, а при свете. Первобытный человек никаких источников света, кроме естественного светила, не имел. Какой он придумал способ освещения? Человек стал использовать огонь. Вначале он использовал костер в пещере, а потом были придуманы и локальные способы освещения – лучина. Первый светильник, который был в крестьянских избах – это лучина. Много она света дает? Нет. Соответственно, здесь вступает в действие еще одно элементарное противоречие – удобство и неудобство. Поэтому, с одной стороны, ищут более активный источник света, а с другой – более удобный. Что было придумано? Свечи, керосиновая лампа, газовые светильники, электрическая лампочка и т. д. Все продолжает совершенствоваться, потому что этот закон борьбы и единства противоречий выступает очень многопланово. Есть противоречия между светом и темнотой. Хочется, чтобы было светло, но также хочется, чтобы было и удобно (противоречие между удобством и неудобством), и более экономно (противоречие между необходимыми затратами и желанием тратить как можно меньше). Если говорить, например, о взаимодействии преподавателя и студента, то здесь тоже есть противоречие. Какое? Студенты, когда приходят на занятие, предмета пока не знают, а преподаватель знает. В процессе занятия происходит развитие как студентов, так и преподавателя: студент получает знания, а преподаватель – опыт.

Выделяют несколько типов противоречий.

Основные и неосновные противоречия . Основные – противоречия, которые лежат в сути какого-либо явления или процесса. Так, потребность человека в свете породила светильник. Противоречие между светом и тьмой породило это изобретение. Это основное противоречие. В то же время есть и другие противоречия: между затратами и потребностью экономить. Это заставляет человека придумывать светильники, которые не просто освещают помещение, но и делают это с наименьшими затратами. Это противоречие неосновное. Основным противоречием, которое лежит в основе прогресса, является противоречие между ограниченными возможностями человека и его постоянно растущими потребностями.  Почему человек придумывает все новые способы усовершенствования средств передвижения? Потому что все время остается противоречие между ограниченными возможностями человека (он не может сам быстро передвигаться) и постоянно растущей потребностью передвигаться как можно быстрее. Почему человек изобретает, например, искусственные, синтетические ткани? Потому что натуральных тканей не хватает, они требуют более длительного производства, а искусственные ткани позволяют удовлетворять потребности человека. Почему человек постоянно совершенствует производство того или иного товара? Потому что существует противоречие между ограниченными возможностями и постоянно растущими потребностями производить больше, экономичнее и удобнее для человека. Появление все новых и новых опций, удобств (в технике и т. д.) – это проявление все того же противоречия. Не зря существует фраза, что лень – двигатель прогресса.

Внутренние и внешние противоречия . Внутренние противоречия – это противоречия внутри какой-то одной системы. Внешние противоречия – это противоречия между разными системами. Это разделение очень условно, при изменении точки зрения или подхода внутренние противоречия могут перерасти в противоречия внешние, и наоборот. Например, противоречие между разными политическими партиями. Это внутреннее или внешнее противоречие? Как посмотреть. Если мы берем каждую партию как систему в отдельности, то это будет внешнее противоречие, а если политическую систему государства, то это уже противоречие внутреннее. Партии между собой взаимодействуют, где-то находят точки соприкосновения, где-то не находят, но это их заставляет искать компромисс и это можно назвать элементом развития такого процесса, как демократия.

Антагонистические и неантагонистические противоречия . Неантагонистические противоречия – противоречия, которые могут быть примиримы. Например, противоречия между политическими партиями, между разными конфессиями примиримы. Антагонистические противоречия – противоречия, которые в принципе не могут быть примиримы. При антагонистических противоречиях одно исключает другое. Например, жизнь или смерть. Нельзя быть немножко мертвым. Также примером непримиримых противоречий являются противоречия между рабами и рабовладельцами в Древнем мире. С точки зрения К. Маркса, между производственными силами и производственными отношениями всегда существует противоречие, которое в конечном итоге выливается в революцию. Революция в обществе происходит в результате антагонистических, непримиримых противоречий. Если говорить о современности, пример антагонистических противоречий – преступность и законность. Одно из двух: если человек не нарушил закон, то он законопослушный, если он нарушил норму закона, то он стал преступником. Это не означает, что он должен быть полностью вычеркнут из общества, но на данный момент его статус уже статус человека, преступившего закон. Взаимоотношения между правоохранительными органами и преступным миром являются примером антагонистических противоречий. Сотрудник правоохранительных органов – это тот, кто борется с преступностью, а не тот, кто нарушает закон сам. Если он сам допускает правонарушение, тогда он не примиряет противоречия, он оказывается по другую сторону. В одной из спец. колоний в Рязанской области, где как раз содержаться бывшие сотрудники правоохранительных органов, преступившие закон, висит плакат с надписью: «Кто не с нами – тот у нас». Одно из двух: или ты борец с преступностью, или ты преступник. Другого быть не может.

Второй закон диалектики – з акон взаимного перехода количественных и качественных изменений. Проще его еще называют «закон перехода количества в новое качество». В обыденном языке его еще больше упрощают, говорят «закон перехода количества в качество», но это не совсем верно, качество есть всегда, а вот то, что оно становится новым, и является сутью этого закона. Этот закон раскрывает механизм развития, отвечая на вопрос: «Как происходит развитие?» Для этого в диалектике используются два таких понятия, как «качество» и «количество». Будьте внимательны, в бытовом плане эти понятия имеют немного другое значение. Когда мы говорим «качество» в бытовом плане, мы обычно подразумеваем какие-либо достоинства вещи или их отсутствие. Например, если мы говорим «качество стола», то под этим подразумевается, чтобы он был из хорошего дерева, без царапин, не шатался. В диалектике понятие «качество» имеет несколько другое значение, оно обозначает суть, предназначение предмета или явления, т. е. это единство важнейших и необходимых свойств предмета, ради которых он вообще существует. Качество стола не в том, что на нем нет царапин, оно заключается в том, чтобы использовать устойчивую плоскую поверхность на определенной высоте и сидя делать какие-либо действия (писать, принимать пищу и т. д.). В чем качество стакана? Это «инструмент» для принятия жидкости. В чем качество питьевой воды? Утоление жажды. Конечно, порою некоторые предметы можно использовать не по их назначению, например, стол можно использовать не только как плоскую поверхность, но и затем, чтобы встать на него и вкрутить лампочку. В случае со стаканом можно поставить в него цветочки, то это уже как вазочка. Если насыпать туда скрепки, то это уже что-то типа шкатулки для скрепок. Если стряхивать туда пепел, то это уже пепельница. Воду питьевую можно использовать, чтобы полить цветы, растворить краску. Все равно у предметов есть основное качество, которое составляет суть явления этого предмета.

Понятие «качество» применимо, если речь идет о человеке, каком-либо общественном процессе. Например, мы можем сказать про человека «молодой специалист» или «опытный специалист». За каждым этим определением подразумевается набор определенных качеств: опытный специалист – это сотрудник, которому можно поручить сложную и ответственную работу, при этом его не надо контролировать, ему не надо помогать, наоборот – к нему можно обратиться за советом. Молодой специалист – это сотрудник, который пока еще нуждается в контроле и совете, ему лучше не поручать что-то сложное, и ему надо обязательно дать понять, что в любой момент он может рассчитывать на помощь, совет. Конечно, человек в разных ситуациях может проявлять себя в самых различных качествах. Так, опытный специалист или хороший студент одновременно может быть плохим спортсменом и т. д.

Что же такое «количество»? Количество указывает на степень развития свойств, т. е. качества предмета, что проявляется в каких-либо численных показателях (вес, размер, длина и т. д.). Например, мы говорим, качество стола – это плоская поверхность на определенной высоте. Количеством тогда будет как раз эта высота. Если мы говорим о питьевой воде, качество – то, что ее можно пить, а что определяется ее количеством? Степень чистоты, наличие соотношения определенных веществ, которые в ней растворены, проще говоря, химический состав. И суть второго закона диалектики заключается в том, что, меняя количественные показатели, мы можем получить новое качество. Возвращаемся к примеру со столом, вы, скорее всего, сейчас за ним сидите. Мысленно отпилите по 5 см от каждой ножки. Что будет? Это пока стол, пусть не очень удобный, но стол. Еще по 5 см отпилили – пока еще стол, может быть, он предназначен для первоклассников. Еще 10 см – журнальный столик. В конечном итоге у нас остались ножки по 10 см. Это стол? Подставка под сумки, обувь и т. д. Теперь рассмотрим пример с питьевой водой. Вот у нас стоит стакан с питьевой водой, вода хорошая по своим качествам и по свойствам является действительно питьевой водой (количества солей и минералов столько, чтобы сделать ее хорошей для человеческого организма). Вот в эту воду мы на кончике ножа бросаем чуть-чуть обычной поваренной соли. Количество изменилось? Чуть-чуть. А качество? Эту воду можно пить? Да, вы почти даже не заметите соли по вкусу. Еще чуть-чуть добавили соли. Уже слегка чувствуется, но пить можно. В итоге мы довели объем соли, брошенной в стакан воды, где-то до двух чайных ложек. Количество изменилось? Да, состав воды совсем другой. И теперь результат – новое качество: теперь это не питьевая вода, а насыщенный раствор соли, который подходит, например, для лечебных процедур.

Можно проследить проявление этого закона на более высоком уровне в жизни людей. Мы говорили о таком возможном качестве, как «молодой специалист» и «опытный специалист». Какая численная характеристика определяет то или иное качество и какая численная характеристика будет отличать опытного специалиста от молодого? Количество самостоятельно проведенных профессиональных операций, например, у учителя это будет количество проведенных уроков. Молодой специалист провел пока еще мало уроков, но с каждым отработанным годом проведенных им уроков становится все больше и больше. И в конечном итоге качество меняется: молодой специалист превращается в опытного.

Также можно проследить действие этого закона на студенческом примере. Например, есть студент, качество которого можно условно определить как «хороший студент». Это качество определяется определенной количественной характеристикой: большим количеством хороших и отличных оценок в зачетной книжке, большим числом посещенных лекций и семинаров, а также большим числом выступлений на семинарах. И этот студент, с качеством «хороший студент», в один день решил прогулять. Он прогулял одну лекцию. Его качество изменилось? Пока мнение об этом студенте преподавателя, деканата кардинально не изменилось, и начнут гадать, не заболел ли он, или вообще не заметят его отсутствие. Но этот же студент пропустил одну, вторую, третью пару, потом один, второй, третий, четвертый день… В конечном итоге число прогулянных лекций исчисляется десятками. Соответственно, изменилось и качество. Он теперь не хороший студент, а плохой студент, прогульщик, разгильдяй.

Значение этого закона ярко прослеживается в педагогической деятельности. Так, учитель объяснил в классе какое-либо правило из грамматики английского языка. Объяснил хорошо, все ученики его сразу поняли. Однако значит ли это, что все его запомнили и не будут дальше делать ошибок по его применению? К сожалению, нет. Для закрепления учитель должен дать ряд упражнений. Как меняется качество? До того как учитель объяснил правило, качество условно можно назвать «ученик, не знающий данного грамматического правила». После того как учитель объяснил правило и дал пару упражнений, получится качество, которое условно называется «ученик знает правило, но пока еще применяет не очень уверенно». Однако целью обучения является добиться другого качества: «ученик хорошо знает правило, уверенно его применяет». Что надо делать для этого? Давать одно упражнение, второе, третье, четвертое, пятое… И в результате ученик, который не знает правила, превращается в ученика, который правило знает хорошо и уверенно его применяет.

Действие этого закона можно проследить, если анализировать исторические процессы. Рассмотрим пример. В России до реформ Петра I было мало мануфактур – 25—35. После петровских преобразований их стало 200. Как поменялось качество? Когда в России было всего 35 мануфактур, она могла быть охарактеризована как страна со слабым уровнем развития промышленного производства. Когда мануфактур стало 200, то изменилось и качество: Россия превратилась в лидера по производству определенных товаров. Если до реформы, например, металл ввозился, то после реформы страна начала поставлять металл в Европу.

Мы с вами видим, что изменения происходят не сразу, во многих случаях они даже и не могут произойти сразу, как в случае с учениками: кому-то нужно сделать 2—3 упражнения, а кому-то 10—15, чтобы выучить правило. Здесь мы подошли к такому понятию, как мера.

Мера – интервал, промежуток, в ходе которого допустимо изменение количественных показателей без перехода в новое качество.

Например, вода бывает в состоянии воды, когда ее температура бывает в промежутке от 1 до 99 градусов, 100 – это уже пар. Промежуток от 1 до 99 градусов и есть мера. На предыдущем примере мы выяснили, что мера в каждой ситуации бывает своя: где-то месяц регулярных занятий, где-то полгода, а где-то и годы.

Тот момент, когда мера уже перебрана и уже появляется новое качество, в философии называется скачок, т. е. момент появления нового качества . Выделяют два вида скачка. Мгновенный, когда только одно какое-либо количественное показание изменилось и появилось новое качество. Например, в химии – простейшая химическая реакция, когда прибавление к молекуле кислорода только одного атома дает новое вещество – озон. Если говорить о человеческой жизни, то примером мгновенного скачка является достижением человеком определенного возраста. Например, молодой человек, которому не исполнилось 18 лет – это пока с точки зрения закона ребенок. Он же буквально на следующий день после дня рождения, в который исполнилось 18 лет – взрослый человек, со всеми вытекающими последствиями, новыми правами, возможностями, но и новыми обязанностями.

Далеко не всегда возможен мгновенный скачок. Существует много ситуаций, где принципиально возможен только другой вид скачка – постепенный. Сюда относится занятие фитнесом, изучение языка. Сюда также относится перерождение молодого специалиста в специалиста опытного. Новичок в педагогической деятельности не станет опытным учителем, проведя только один урок. Только проведя много уроков, решив огромное количество разных педагогических ситуаций в их ходе, он станет опытным педагогом. Если говорить об истории, эволюции человеческого общества вообще, то здесь можно найти различные примеры как мгновенных, так и постепенных скачков. Например, мгновенным скачком может считаться революция – кардинальная смена государственного общественного строя. Конечно, революция не вызревает за один день, как правило, ей предшествуют очень серьезные процессы, которые накапливаются в обществе, и порою не один год. Истоки той или иной революции иногда можно искать за век до ее совершения. Тем не менее изменения произошли сразу. В январе 1917 г. Россия была монархическим государством, а в феврале стала республикой. И в то же время в истории есть альтернатива процесса, который может рассматриваться в качестве примера постепенного скачка. Например, реформы, когда к смене государственного строя государство идет постепенно. Здесь очень интересным примером является эволюция государственного строя в Великобритании. В Великобритании революция также произошла в XVII в., она также имела в ее ходе такой эпизод, как свержение и казнь короля. Чем закончилась английская революция? Как это ни парадоксально, она закончилась восстановлением монархии. Казалось бы, революция ничем не закончилась, поразительно, после нее Великобритания начала передвигаться год за годом, шаг за шагом по пути ограничения власти монарха, устанавливая конституционную монархию. Сначала принимается документ, называемый «Хабеас корпус акт», который не позволяет даже королю кого-либо поместить в тюрьму без решения суда, потом принимается «Билль о правах», закрепляющий права парламента. В начале XVIII в. на престол ступает монарх, не знающий английского языка, и появляется должность «премьер-министр». Постепенно первым человеком в государстве становится уже не монарх, а премьер-министр. В современной Великобритании королева очень любима, монархия – очень любимое, очень дорогое украшение в государстве. День рождения королевы – национальный праздник. Тем не менее на всех важнейших политических событиях будет присутствовать не английская королева, а премьер-министр. Вот вам и пример постепенного скачка.

Третий закон диалектики – закон отрицания отрицания . Этот закон объясняет, куда направлено развитие. Его суть очень проста: все новое когда-то устаревает, заменяется более новым, но это более новое рано или поздно также устареет и будет заменено еще более новым. Таким образом, новое отрицает старое. При этом необходимо подчеркнуть, слово «отрицание» не имеет негативной окраски, оно обозначает не признание предыдущего этапа вредным или ненужным, а просто подчеркивает обновление, переход к новому состоянию, более высокому уровню развития. Естественно, новый уровень развития автоматически отрицает прежний, причем обновление происходит с опорой на то, что было раньше.

Начнем с более простых примеров: этот закон четко прослеживается при развитии какой-либо техники. После Второй мировой войны в домах людей, в том числе советских, стала появляться новая, невиданная ранее игрушка – телевизор. Первые советские телевизоры, называемые КВН, кардинально отличались от современных телевизоров. Это был небольшой ящичек с маленьким экраном, к которому приставлялась дополнительно покупаемая линза, заполненная или чистой водой, или лучше глицерином, для того чтобы увеличить изображение. В фильме «Покровские ворота» тетушка главного героя смотрит именно такой телевизор. Через некоторое время эти КВНы устарели и появились новые телевизоры: черно-белые, с большим кинескопом. Смотреть их стало удобнее, но изображение черно-белое, и дикторы, комментировавшие фигурное катание, обязательно говорили, какого цвета костюмы у спортсменов. Потом следующим этапом стало появление цветных телевизоров. Тоже с кинескопом, на лампах. А вот следующим кардинальным шагом стало появление плазменных телевизоров. Появление плазменных телевизоров – это предел? Нет, появились 3D-телевизоры. Последнее слово техники – создание телевизора, который можно свернуть в трубочку, если не нужно, или развернуть и повесить на стенку. То же самое происходит, например, с фотоаппаратами, компьютерами. Первые компьютеры не поместились бы даже в аудитории, потом появились персональные компьютеры, ноутбуки, а сейчас можно купить нетбуки или планшетник.

Отрицание идет конструктивное. Основные принципы и идеи остаются. Если говорить о телевизорах, КВН сменился кинескопом, дошло до жидкокристаллических телевизоров… Сохраняется ли основная идея? Да, основная идея – передавать видеоряд. Если говорить о компьютерах, основной принцип их деятельности – двоичная система подачи сигнала. Она тоже сохраняется во всех типах компьютеров. И огромные, как динозавры, компьютеры, и маленькие нетбуки все равно работают на основе этой системы.

Иллюстрацией этого закона является и человеческая жизнь. Человек начинает получать свое образование в детском саду. Из детского сада ребенок переходит в школу. Школа отрицает детский сад, т. к. статус «школьник» выше статуса «воспитанник детского сада». Бесспорно, детский сад делает очень большую работу по подготовке ребенка к школе. Ребенок учится быть в коллективе, он усваивает определенные социальные нормы, его развивают с социальной точки зрения, с биологической. Детские игры типа лепки, рисунка имеют важное значение: развивается мышление, воображение, моторика. Однако переходя из детского сада в школу, ребенок меняет свой статус: он уже не детсадовец, а школьник. Это обозначает другой распорядок жизни, другой вид деятельности, поэтому, бесспорно, школа отрицает детский сад, но при этом отрицает его именно в философском смысле, а не в бытовом, вульгарном. Отрицание не в том смысле, что все, что было в детском саду, было не нужно, а в философском: произошло изменение качества, ребенок уже не детсадовец, а школьник, т. е. перешел на новый уровень развития. Попробуйте назвать первоклассника детсадовцем, он сразу возразит: «Я уже в школу хожу». Дальше ребенок вырос, окончил школу и поступает в вуз. Вуз отрицает школу, т. к. это более высокий уровень образования. Вуз отрицает школу, хотя и опирается на нее. Без школьных знаний выпускника в вуз просто бы не приняли. Однако само состояние «студент» отрицает состояние «школьник». Опять же представьте, как отреагирует студент, если его назвать школьником: он обязательно гордо заявит, что он именно студент, т. е. занимает более высокую позицию в социальной лестнице. Вуз закончен, диплом получен. Человек получает новый статус – молодой специалист. Это отрицает предыдущее состояние, т. к. меняется образ жизни, статус становится другой. Через некоторое время статус «молодой специалист» сменится другим статусом – «опытный специалист». Это точно так же, как одно воинское звание автоматически отрицает предыдущее: офицер с майорскими погонами уже не капитан, как и подполковник уже не майор, новое звание отрицает предыдущее. Однако стать подполковником нельзя, не пройдя предыдущие этапы службы. Мы с вами видим, в жизни человека один период сменяется на другой, но опора на предыдущие есть.

Так же этот закон проявляется в истории любого государства, в том числе и нашего. Период Киевской Руси сменился периодом Московской Руси. Этот новый период отрицает предыдущий, но и период Московской Руси отрицается Петровской эпохой. В свою очередь, Петровская эпоха отрицается другими эпохами: реформами XIX в., а затем и революциями ХХ в. При этом каждое отрицание подразумевает опору на предыдущие достижения. В то же время в истории предпринимались попытки неконструктивного отрицания, и как правило, они заканчивались неудачей. Рассмотрим два исторических примера, связанных с революцией 1917 г. Когда в 1917 г. свершилась революция, была поставлена задача создания абсолютно нового государства, сокрушительный удар был нанесен по старой системе образования. С одной стороны, надо отдать должное советской власти, которая сделала то, что не сделала царская власть – ликвидировала безграмотность, отделила систему образования от церкви, сделала намного доступнее высшее образование. Однако перегибов здесь тоже было много: были ликвидированы очень многие принципы существования дореволюционной школы. Буржуазным пережитком была объявлена даже элементарная вежливость (например, вставать перед учителем). Было упразднено изучение некоторых предметов, например истории. Когда в 30-х гг. ХХ в. стали проводить коллективизацию и индустриализацию, столкнулись с тем, что элементарно не хватает образованных людей. Доходило до абсурда: приходила новая техника, работать на ней было некому, т. к. рабочие не могли прочитать инструкцию. Не хватало своих инженеров. Выписывать их из-за границы, как это делал Петр I, было недопустимо по идеологическим соображениям. Встала задача поднять образование, сделать его не только массовым, но и полноценным. Многие вещи, которые отрицали, были вынуждены возвращать. Было возвращено обучение истории, причем в качестве учебников использовали даже революционные учебники. Также возвращались многие элементы старой школы, такие как школьная форма, которая была очень похожа на дореволюционную форму, и раздельное обучение – с 1943 по 1953 гг. девочки и мальчики учились отдельно, в женских и мужских школах. Так же было и с разрушением дореволюционной судебной и правоохранительной систем. После 1917 г. одним из первых указов стал указ о ликвидации старого суда. Прокуратура, адвокатура были ликвидированы. Создавались народные суды, которые не имели твердой правовой базы и допускали к работе неспециалистов. В итоге страна захлебнулась в произволе. После окончания войны встал вопрос о законности. Стали вспоминать, что был специальный орган, который следил за соблюдением законов – прокуратура. Решили создать что-то подобное. Прокуроров вначале планировалось назвать «укрепревзак» – укрепитель революционной законности. Однако поняли, что такое название не приживется, поэтому в 1922 г. возвращается понятие «прокуратура» и возрождается опять система прокурорского надзора. Таким образом, диалектическое отрицание предполагает преемственность, связь нового со старым.

Ключевые слова: Диалектика
Источник: Философия для «чайников». Учебник для академического бакалавриата: А. Д. Попова, 2018
Материалы по теме
Современные представления о диалектике
Н.В. Рябоконь. Философия УМК - Минск.: Изд-во МИУ, 2009
Исторические формы диалектики и ее альтернативы
Н.В. Рябоконь. Философия УМК - Минск.: Изд-во МИУ, 2009
Структура диалектики: принципы, категории, законы
Н.В. Рябоконь. Философия умк - Минск.: Изд-во МИУ, 2009
Диалектика биологического и социального в человеке. Критики биологизаторских и социологизаторских концепций
Н.В. Рябоконь. Философия УМК - Минск.: Изд-во МИУ, 2009
Диалектика идеи
Балашов, Л. Е. - Практическая философия (М., 2007)
Диалектика: что это такое
Понуждаев, Э. А. Философия: учебное пособие — Москва; Берлин Директ-Медиа, 2019. — 428 с....
Исторические формы диалектики
Понуждаев, Э. А. Философия: учебное пособие — Москва; Берлин Директ-Медиа, 2019. — 428 с....
Основные законы диалектики
Понуждаев, Э. А. Философия: учебное пособие — Москва; Берлин Директ-Медиа, 2019. — 428 с....
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий