Метод и система философских взглядов Гегеля

Метод и система философских взглядов Гегеля

Завершение развития немецкой классической философии выпало на долю Г.В.Ф. Гегеля (1770-1831). В отличие от Ф.В. Шеллинга, который сделал акцент на эстетических формах познания мира, для Г. Гегеля важнейшее значение приобрела история в ее разнообразных формах.

Фундаментальность и основательность философской системе Г. Гегеля придало глубокое знание истории философии, в которой он усмотрел ясную логику развития форм мирового сознания. Длительное время Г. Гегель находился под влиянием идей Ф.В. Шеллинга, вместе с которым он выступал с критикой субъективизма И.Г. Фихте. Однако в 1807 году в работе «Феноменология духа» он уже сам выступил с критикой Ф.В. Шеллинга, упрекая его в необоснованном увлечении иррациональными эстетическими формами знания. В этой работе Г. Гегель четко сформулировал принцип исторического подхода к истине, согласно которому истина всегда представляет собой не просто результат развития, а включает также весь процесс, который привел к этому результату. Эта первая крупная работа, несмотря на тяжеловесный стиль и неясность изложения, принесла Г. Гегелю признание в качестве нового оригинального представителя немецкой классической философии. Цель этой работы состояла в том, чтобы проследить развитие мирового разума, начиная с первых первых форм и заканчивая современностью. Отличительной особенностью первого варианта системы Г. Гегеля, которая опиралась на достижения И.Г. Фихте и Ф.В. Шеллинга, стало беспрецедентное использование конкретного исторического материала. За множеством форм духовной культуры, сменявших друг друга в течение многих столетий, Г. Гегель сумел увидеть логичность и последовательность развития единой идеи, которую он отождествлял с божественным разумом. Логика развития мирового духа в «Феноменологии духа» воспроизводит стадии развития отдельного индивида, начиная с простейшего чувственного опыта и актов наименования вещей, проходя через формы философии, права и pent различных эпох и заканчивая абсолютным знанием, преданным искусством, религией и философией.

В завершенном варианте философская система Г. Гегеля представлена в трехтомной работе «Энциклопедия философских наук» (1817). Она включала три части: логику (учение о бытии), философию природы (учение о неорганической и органической природе) и философию духа (учение о человеке и обществе). Триадитическое деление системы обусловлено диалектическим методом Г. Гегеля, который вобрал в себя как влияния И.Г. Фихте и Ф.В Шеллинга, так и Платона и неоплатоников. Три этапа диалектического развития представляют собой единство (тезис), множество (антитезис) и структурированное единство (синтез двух Предыдущих моментов). Диалектическое движение - предполагает выявление целостности предмета, аналитическое разбиение его на отдельные моменты и восстановление единства на новом, более высоком уровне. Все три момента являются частями единого процесса, органично переходя друг в друга. Поэтому три части системы Г. Гегеля - это три момента развития единого божественною разума, три этапа творения, которые разворачиваются в ходе Человеческой истории. Г. Гегель был убежден, что его философская система одновременно является теологическим учением, которое объясняет весь мир как явление Бога.

В «Логике» Г. Гегель рассматривает систему понятий, которые определяют структуру и направление развития любого мирового процесса. Для Г. Гегеля все множество вещей и событий окружающего мира является проявлениями единого мирового разума, который выступает в виде развивающейся системы понятий. Поэтому в мире нет и не может быть ничего неразумного, все представляет собой проявление божественного разума и подчинено логике понятий. Гегелевские понятия представляют собой объективные духовные образования, которые можно сравнить с платоновскими идеями. Как у Платона учение о бытии есть учение о множестве идей, из которых состоит космический ум, так и у Г. Гегеля логика представляет собой учение о множестве понятий, из которых состоит мировой разум. Важнейшее из таких понятий - понятие бытия, из которого путем постановки и разрешения противоречий диалектически развиваются понятия становления, количества, качества, меры и т.д. Г. Гегель справедливо полагает, что без этих понятий невозможно помыслить ни про одну вещь, следовательно, они составляют условие бытия каждой вещи и мира в целом. Действительно, любая вещь представляет в мышлении человека как обладающая качественными, количественными, структурными характеристиками. Развитие категорий происходит от абстрактного к конкретному, то есть каждая следующая категория более конкретна и богата по содержанию, чем предыдущая. Этот же принцип определяет и развитие божественного мирового разума, которое представлено в трех частях гегелевской системы. Поэтому первая часть системы, «Логика», является наиболее абстрактным состоянием мирового разума, а последняя - «Философия духа» - наиболее конкретным и содержательным. Порядок развития категорий в «Логике» соответствует у Г. Гегеля порядку смены философских течений в истории философии. Каждое философское течение прошлого Г. Гегель рассматривает как один из моментов развития мирового разума или абсолютной идеи. В этом смысле ход истории философии, представленный в «Лекциях по истории философии», становится блестящей иллюстрацией диалектического развития категорий в «Логике».

Вторая часть системы, «Философия природы», показывает, в духе натурфилософии Шеллинга, каким образом система понятий «Логики» порождает и определяет ход природных процессов. Природа, таким образом, предстает как опредмечивание или «инобытие» мирового разума. Главная задача этой части - показать единство и взаимосвязь всех явлений природы как закономерных моментов развития мирового разума. К преимуществам «Философии природы» следует отнести стремление Г. Гегеля синтезировать в единое целое множество данных различных естественных наук, привести в систему знания о природе. Кроме того, одним из важных достоинств учения о природе является попытка объяснить природные процессы как моменты развития единого организма. Г. Гегель противостоит господствующей в философии и науке Нового времени тенденции механицизма и возрождает органичное античное понимание природы. Три части «Философии природы» - механика, физика и органическая физика - представляют собой три диалектических момента развития природы, показывающих развитие от мертвой материи к возникновению живого организма.

Третья, наиболее известная и влиятельная часть системы Г. Гегеля - «Философия духа», которая рассматривает возникновение и развитие человека, общества и знания. Первый раздел, субъективный дух» посвящен рассмотрению развития индивидуального сознания. Второй раздел, «объективный дух», рассматривает возникновение и развитие общества. В 1821 году, учитывая колоссальный интерес к проблемам объективного духа, Г. Гегель опубликовал на эту тему отдельную работу под названием Философия права». Членом общества, правоспособной личностью человек становится лишь тогда, когда приобретает частную ценность. Именно в собственности воля личности обретает наивное воплощение. Такой первый экономический акт социализации Г. Гегель именует «абстрактным правом», подчеркивая тем самым его поверхностный характер. Углубление личностного начала и совершенствование правовых отношений происходит на второй стадии объективного духа, которая характеризуется как Моральность», право субъективной воли, которое основано на внутреннем убеждении личности. Мораль представлена Г. Гегелем как субъективная и, следовательно, односторонняя и неполноценная сторона объективного духа. Полноценная реализация личности возможна лишь на третьей стадии, «нравственности», когда субъективные моральные представления личности получают подкрепление в объективных законах общества. Здесь человек выступает уже не как отдельная личность, а как гражданин, жизнь которого подчинена не только внутренним велениям морального закона, но и внешним объективным законам общества. Нравственное состояние гражданина реализуется в трех формах: семье, гражданском обществе и государстве. В духе античной традиции Г. Гегель рассматривает государство как важнейшее условие полноценной человеческой жизни, называя его «шествием Бога в мире». Только в государстве приводятся в гармоничное единство субъективная и объективная свобода, интересы отдельного индивида и общества в целом. Государство является воплощением мирового разума и служит важнейшим инструментом реализации его целей. В таком качестве государство выступает в ходе всемирной истории, которая является процессом постепенной реализации развития мирового разума.

«Лекции по философии истории» Г. Гегеля рассматривают развитие истории как единый закономерный процесс движения от состояния несвободы к осуществлению всеобщей свободы. Развитие истории движется с востока на запад, от древних восточных цивилизаций через античность и средневековье, завершаясь в современной Г. Гегелю Европе. В ходе этого процесса отдельные народы выступают как средства реализации целей мирового разума, хотя сами они этого не осознают. Такими избранными народами были греческий, римский и германский. В духе протестантизма Г. Гегель рассматривает человека и человечество в целом как единственную сферу реализации возможностей божественного мирового разума. Особая роль отводится Г. Гегелем великим людям, таким как Александр Македонский, Юлий Цезарь, Наполеон, через поступки которых и проявляется воля Бога. Однако и массы, и сами великие люди являются лишь средствами, которые отбрасываются мировым разумом после достижения поставленных целей.

Высшей формой развития мирового разума является третья стадия философии духа - абсолютный дух, который предстает в трех формах: искусстве, религии и философии. Это сфера знания, которая является завершением развития мирового разума. Подробное рассмотрение искусства и исторических этапов его развития предпринимается Г. Гегелем в «Лекциях по эстетике». В искусстве истина предстает в чувственной форме, что отражает общедоступность и одновременно ограниченность эстетического. Как и в других случаях, Г. Гегель использует исторический подход, выделяя три формы искусства - символическую (Восток), классическую (античность) и романтическую (Европа). Подлинным искусством для Г. Гегеля является лишь классическое, которое предстает как гармоничное единство формы и содержания. Символическая форма лишь подготавливает искусство, а романтическая, современная самому Г. Гегелю, является упадком и разложением искусства. Упадок искусства, в то же время, освобождает место более высокой ступени развития абсолютного духа - религии, на которой преодолевается ограниченность чувственного образа искусства.

В «Лекциях по философии религии» Г. Гегель подробно рассматривает исторические формы религии, показывая важнейшую необходимую роль религиозного сознания в жизни человечества.
Различные формы религии от древности до современности представляют как этапы прогрессивного движения к познанию Бога, при котором каждая следующая религия оказывается более совершенным способом богопознания, чем предыдущая.

Высший этап развития абсолютного духа - философия - предстает как диалектическое единство, синтез искусства и религии, в котором преодолевается ограниченность двух предшествующих форм. Главное достоинство философии - понятийное постижение истины в систематическом виде, которое возвышается над образами искусства и откровением религии. Г. Гегель предельно сближает религию и философию, стремясь представить свою физическую систему как наиболее адекватное выражение высшей религии откровения-христианства. Философия и религия занимаются изучением одного и того же предмета, Бога, различными способами. Поэтому философские системы прошлого, закономерно сменяющие друг друга, представляют собой этапы постепенного приближения ко все более полному пониманию Бога. Единственным способом изучения философии становится история философии, которая позволяет увидеть процесс становления истинного знания как неотъемлемую часть этого знания.

Немецкая классическая философия стала главным и наиболее масштабным течением эпохи Нового времени, в котором новые представления о человеке, обществе и истории синтезировались с величайшими философскими идеями прошлого.

Источник: 
Н.В. Рябоконь. Философия УМК - Минск.: Изд-во МИУ, 2009