Диалектика: что это такое

Диалектика — учение об универсальных связях и развитии. Любая философская система выдвигала и выдвигает на передний план два ключевых вопроса: «Что существует?» и «Как это “что” существует?» Первый вопрос о том, что «на самом деле» есть, связан с бытием, субстанцией, материей и сознанием. Ответ на второй вопрос называют проблемой метода (греч. це0о5од — путь движения к чему-либо, путь исследования или познания; теория, учение).

В процессе познания мира люди обогащаются знаниями, которые нужны им не как таковые, взятые сами по себе, а для последующего преобразования окружающей действительности в целях удовлетворения материальных, социальных и духовных потребностей.

Избираемый человеком в интересах отдельной личности (включая себя), социальной группы или социальной общности (народа, нации) способ реализации имеющихся знаний и есть метод, а специфика воплощения тех или иных методов на практике, называется методикой, или технологией наших практических действий. В более широком плане (не как метод, а как учение) диалектику можно представить в виде системы законов, категорий, принципов и приёмов, которыми люди руководствуются в познавательной и преобразующей деятельности.

История философии убедительно свидетельствует о том, что целостная концепция диалектики была впервые разработана в немецкой классической философии. Объективной причиной её рождения явилось бурное развитие в XIX веке естествознания, включившее в повестку дня вопрос о необходимости перехода от познания вещей к изучению связей и процессов.

Как отмечалось, определяющий вклад в разработку диалектики в качестве научного метода и философского мировоззрения внёс яркий представитель немецкой классической философии Г. В. Ф. Гегель, а результатом последующего развития философского знания, синтезом диалектики и материализма стала диалектико-материалистическая методология — плод совместного творчества его не менее известных земляков К. Маркса и Ф. Энгельса, которые тщательно изучив, переработав и усвоив многое позитивное, что было создано в процессе эволюции философии, подняли её на новый уровень. Главное преимущество диалектико-материалистической методологии, заключающееся в кардинальном её отличии от метафизического способа мышления, является сильным аргументом тех, кто активно продвигает и «сегодня идею о возвращении к подлинному Марксу». В сравнении с диалектикой любые варианты метафизики (например, догматизм, преувеличивающий значение присущего объекту познания момента устойчивости, и релятивизм с его абсолютизацией момента изменчивости), представляются абсолютно не конкурентными.

Альтернативность диалектики и метафизики обнаруживается не только по отношению к связи предметов и явлений объективной реальности, но и в несовместимости их как двух концепций развития. Исходя того, что до конца XVIII века идея развития в философии отражалась неудовлетворительно, Г. В.Ф. Гегель считал все философские учения, которые интерпретировали мир как неизменный в своей основе, метафизическими: «То философствование, которое у нас более всего распространено, не идёт дальше кантовских выводов, согласно которым разум не способен познать никакого истинного содержания и в отношении абсолютное истины следует отсылать к вере. Но это философствование непосредственно начинает с того, что у Канта составляет вывод, и этим сразу отбрасывает предшествующие построения, из которых вытекает указанный вывод и которые составляют философское познание. Кантовская философия служит, таким образом, подушкой для лености мысли, успокаивающейся на том, что всё уже доказано и решено».

На фоне детального анализа учения Канта, взятого за «основу и исходный пункт новейшей немецкой философии», Гегель во введении к «Науке логики» уточнил смысловые нюансы по целому ряду понятий, включая метафизику:
«Объективная логика ... занимает скорее место прежней метафизики, каковая была высившимся над миром научным знанием, которое должно было быть воздвигнуто только мыслями. ... объективная логика непосредственно занимает место онтологии — той части указанной метафизики, которая должна была исследовать природу ens [сущего]; “ens” охватывает как бытие, так и сущность, для различения которых немецкий язык, к счастью, сохранил разные выражения...

Субъективная логика — это логика понятия — сущности, которая сняла своё отношение к некоторому бытию или, иначе говоря, к своей видимости и которая теперь уже не внешняя в своём определении, а есть свободное, самостоятельное, определяющее себя внутри себя субъективное, или, вернее, есть сам субъект...

Логика, следовательно, хотя и распадается на объективную и субъективную логику, всё же имеет, точнее, следующие три части:

  1. Логику бытия;
  2. Логику сущности и
  3. Логику понятия».

Воздавая должное германской почве, взрастившей трёх самых известных мыслителей-диалектиков XIX века, заметим, что оппозиция диалектического и метафизического взглядов на мир (пусть и не возведённых в ранг философской системы) сформировалась задолго до них и до того, как эти термины приобрели современное значение. В частности, в древнегреческой философии, ставшей первой исторической формой диалектики, такое понимание объективного мира было характерно для Гераклита. Помимо изречения «всё течёт, всё изменяется» ему приписывают ряд других искромётных фраз, наполненных двойственностью; например, состояние мира он называл «разногласым согласием» и полагал, что мир (космос) «всегда был, есть и будет вечно живой огонь, мерно возгорающийся и мерно угасающий», а «человек — свет в ночи: вспыхивает утром, угаснув вечером». Он же утверждал: «Должно знать, что война общепринята, что вражда — обычный порядок вещей, и что всё возникает через вражду (спор) и заимообразно», «Война — отец всех, царь всех». Не менее глубоким является и следующее выражение: «Бессмертные смертны, смертные бессмертны» («земной человек — смертный бог, а небесный бог — бессмертный человек».

Метафизический тип мировоззрения в античном мире отстаивали элеаты. Главный теоретик этой школы и самый радикальный выразитель метафизики Парменид отрицал возможность движения и заявлял, что никакого изменения и развития нет, всё является неподвижным и статичным, чувства, свидетельствующие о движении вещей, нас обманывают: «Мыслить и быть одно и то же».

А не менее известный философ Зенон из Элеи прославился апориями (греч. aлop^a — безысходность, безвыходное положение), или парадоксальными рассуждениями, призванными доказать отсутствие движения. Одна из них вошла в историю философии под названием «Ахиллес» — по имени бегуна, «который, ... преследуя черепаху, не может её догнать», поскольку «в каждый отрезок времени, в который догоняющий будет проходить то расстояние, на которое к этому моменту продвинулся убегающий, движущийся медленнее, в этот отрезок времени будет продвигаться на какое-то расстояние и убегающий. И так как в силу бесконечной делимости величин можно брать всё меньшее и меньшее расстояние до бесконечности, то Ахиллес не догонит не только Гектора, но даже черепаху».

Одним из первых термин «диалектика», подразумевавший умение вскрывать противоречия в суждениях оппонента с целью нахождения истины в ходе беседы, применил античный философ Сократ418. В таком подходе содержалось зерно последующего, более широкого толкования диалектики как учения, которое рассматривает не только мир понятий, но и объективную действительность в движении, развитии и противоречиях. Заметим, однако, что приверженность диалектическому учению, не предполагает восприятия метафизики как отрицающей, даже в её классическом виде, наличие связей между вещами, равно как и всякие изменения вообще.

Характерное для XVIII и XIX вв. «старо»-метафизическое мировоззрение признавало связи явлений внутри определённых областей природы, выдавая за их носителей так называемые «невесомые материи», выглядевшие весьма мистически, вроде флогистона как агента, ответственного за процессы горения, или теплорода, осуществляющего передачу теплоты, и т. п. Связь между телами по законам механики — это единственный вид связи, за которым признавалась универсальность. Но даже после того, как принцип всеобщей связи, благодаря успехам науки, незыблемо вошёл в общественное сознание, противоположность диалектики и метафизики по данному пункту не исчезла, а приняла иную форму. Свидетельством этого, в частности, является несостоятельность с научной и мировоззренческой точек зрения концепция тепловой смерти Вселенной. С позиций естествознания эту теорию опровергают достаточно убедительные данные, которыми располагает современная наука.

В рамках немецкой классической философии конца XVIII — начала XIX вв. была развита вторая историческая форма диалектики. И. Кант, И. Фихте, Ф. Шеллинг, Г. Гегель предприняли попытку противопоставить метафизическому воззрению на мир идею всеобщего развития. Например, в качестве средства разоблачения иллюзий человеческого разума, желающего достигнуть цельного и абсолютного знания, диалектика выступает у И. Канта. Исходя из того, что основой знания является чувственный опыт, обосновываемый деятельностью рассудка, а понятия, которыми оперирует разум, этими свойствами не обладают, родоначальник немецкой классической философии делал вывод: диалектика призвана обнаруживать неминуемые при этом противоречия. Выявленная в новых исторических условиях Кантом критическая ориентация диалектики имела огромное значение, так как противоречивость разума стимулировала поиски путей преодоления противоречий в рамках позитивной диалектики.

Характеризуя философию Гегеля, следует различать систему и метод. Основополагающее понятие гегелевской системы «идея», вне всякого сомнения, ведёт своё начало от «идей» (или «эйдосов») античного мыслителя Платона. Процесс мирового развития, по Гегелю, выступает как процесс саморазвития «абсолютной идеи», то есть Бога. Тем самым диалектика сводилась к диалектике мышления. В логике рассуждений Г. Гегеля, идея предстаёт той первичной реальностью, по отношению к которой окружающий мир в его движении и во всех проявлениях есть процесс её самосознания. Исходя из этого, мы должны понимать, что первоначально всё сущее неявно (эмбрионально) заключено в идее, от которой оно впоследствии как бы отчуждается, представляя собой её инобытие, означающее в то же самое время и самоутверждение идеи, провозглашение системы чистого разума, царства чистой мысли. «Это царство есть истина, какова она без покровов, в себе и для себя самой. Можно поэтому выразиться так: это содержание есть изображение бога, каков он в своей вечной сущности до сотворения природы и какого бы то ни было конечного духа».

В процессе, который мы рассматриваем, целесообразно выделить три основных этапа (наряду с множеством подэтапов). Первый из них характеризуется тем, что идея лишь готовится к самораскрытию, она ещё не раскрывает себя. Второй этап предоставляет идее возможность посмотреть на себя как бы со стороны. Духу необходимо, согласно суждениям Гегеля, решиться выйти за пределы себя и для этого воплотиться в природе. Природа у него — «инобытие идеи», что-то наподобие царства теней, лишённое собственного развития. И, наконец, третий этап — воплощение идеи, преобразовавшейся в дух (сознание), в обществе. Утверждая, но не объясняя сам факт такого порождения, Гегель обозначает этапы развития духа (подэтапы самопознания идеи) как «субъективный дух» (исследование индивидуального сознания), «объективный дух» (характеристика общества в собственном смысле слова, включая семью, гражданские институты, государство, сферу правовых отношений и исторических форм политического устройства) и «абсолютный дух» (формы общественного сознания). Дух (идея) заканчивает самопознание и возвращается в своё исходное состояние на этапе воплощения в философию (по убеждению мыслителя её вершиной является его собственная система).

При этом необходимо отметить, что идеалистическая форма не являлась препятствием диалектическому пониманию реального мира, выраженному в знаменитом афоризме «Что разумно, то действительно; и что действительно, то разумно». Однако это высказывание отнюдь не выступает «оправданием всего существующего»: атрибут действительности принадлежит у всемирно известного философа лишь тому, что в то же время необходимо.

Следовательно, как теория, диалектика создаёт и обосновывает динамическую картину мира, представляя его как процесс, в котором все явления находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности, в развитии и изменении.

Как метод, она выполняет ориентирующую роль в познавательной деятельности человека и предлагает «набор» основных принципов и законов. Философский метод, противоположный диалектике, отрицающий качественное саморазвитие бытия — метафизика. И диалектика, и метафизика имеют свою историю развития.

Источник: 
Понуждаев, Э. А. Философия: учебное пособие — Москва; Берлин Директ-Медиа, 2019. — 428 с.
Материалы по теме
Современные представления о диалектике
Н.В. Рябоконь. Философия УМК - Минск.: Изд-во МИУ, 2009
Исторические формы диалектики и ее альтернативы
Н.В. Рябоконь. Философия УМК - Минск.: Изд-во МИУ, 2009
Структура диалектики: принципы, категории, законы
Н.В. Рябоконь. Философия умк - Минск.: Изд-во МИУ, 2009
Диалектика биологического и социального в человеке. Критики биологизаторских и социологизаторских концепций
Н.В. Рябоконь. Философия УМК - Минск.: Изд-во МИУ, 2009
Диалектика идеи
Балашов, Л. Е. - Практическая философия (М., 2007)
Исторические формы диалектики
Понуждаев, Э. А. Философия: учебное пособие — Москва; Берлин Директ-Медиа, 2019. — 428 с....
Основные законы диалектики
Понуждаев, Э. А. Философия: учебное пособие — Москва; Берлин Директ-Медиа, 2019. — 428 с....
Категории диалектики
Понуждаев, Э. А. Философия: учебное пособие — Москва; Берлин Директ-Медиа, 2019. — 428 с....
Оставить комментарий