Психодиагностика расстройств личности

Наиболее эффективный способ изучения здоровой и больной личности обобщение независимых характеристик, получаемых при изучении человека в различных видах его деятельности. Он включает в себя биографический метод (метод беседы), при котором выясняют историю развития личности, подробно прослеживая жизненный путь с раннего детства, обучение в школах и учебном заведении, работу, семейную жизнь. Изучают характерологические особенности настоящего периода: идейно-моральные, интеллектуальные, волевые черты, типологические особенности, привычки и интересы, запросы и потребности. Сравнивают их до и после начала заболевания, оценивают новые свойства в характере, появившиеся в течение болезни.

Значительно более точные данные о свойствах личности больного (в том числе и его типологических особенностях) могут быть получены методом лабораторного эксперимента, т.е. путем экспериментально-психологических исследований. При их проведении важно учитывать не только получаемый формальные результаты, но и то, как ведет себя больной во время исследования, как он реагирует на предлагаемые ему задания.

Широкое распространение за рубежом и в нашей стране в качестве инструмента для исследования личности получили различные психодиагностические методики, которые можно разделить на три большие группы: метод основанные на собеседовании с испытуемым; личностные опросники и проективные методики.

Методики-интервью подразделяются на структурированные (с заранее составленной последовательностью определенного содержания вопросов и неструктурированные (при этом вопросы построены с учетом достаточно свободы испытуемого в своих отчетах).

Личностные опросники базируются на самоотчете испытуемого о каких - либо собственных значимых качествах. Различают одномерные и многомерные личностные опросники. Одномерные опросники используются для изучения кого-либо одного аспекта личности, например методики Спилбергера-Xанина (изучение реактивной и личностной тревожности), УСК (изучение разли аспектов уровня субъективного контроля), методики Тейлор (изучение тревожности) и т.д. Многомерные опросники предназначены для исследования широкого спектра личностных особенностей испытуемых, в их число, например входят СМИЛ (стандартизированный метод исследования личности) -собственный вариант MMPI, 16-факторный личностный опросник Р.Б. Кэт Калифорнийский личностный опросник (CPI) и др. Для характерологических типирования форм акцентуаций и психопатий в основном используют патопсихологический диагностический опросник А.Е. Личко.

Проективные методики, по замыслу их создателей, предназначены для раскрытия неосознаваемых конфликтов личностью ее скрытых мотивов переживаний. В основе проективных методик лежат некоторые положения учения 3. Фрейда.

Полагают, что в ответ на предъявляемые проективные стимулы испытуемые реагируют выявлением неосознаваемых переживаний. Наиболее известные проективные методики: Роршара, ТАТ; незаконченных предложений Сарди; с определенными допущениями - методика изучения фрустрационной толерантности С. Розенцвейга и др.

Материалы по теме
Нарушение личностного компонента мышления
Т. П. Пушкина Медицинская психология
Расстройства личности и поведения вследствие болезни, повреждения или дисфункции головного мозга
Попов Ю.В., Вид В.Д. Современная клиническая психиатрия
Расстройства личности
Клиническая психиатрия
Органическое расстройство личности
Попов Ю.В., Вид В.Д. Современная клиническая психиатрия
Истерическое расстройство личности
Клиническая психиатрия
Расстройство множественной личности
Попов Ю.В., Вид В.Д. Современная клиническая психиатрия
Нарциссическое расстройство личности
Клиническая психиатрия
Параноидное расстройство личности
Попов Ю.В., Вид В.Д. Современная клиническая психиатрия
Оставить комментарий