Психодиагностика расстройств личности

Наиболее эффективный способ изучения здоровой и больной личности обобщение независимых характеристик, получаемых при изучении человека в различных видах его деятельности. Он включает в себя биографический метод (метод беседы), при котором выясняют историю развития личности, подробно прослеживая жизненный путь с раннего детства, обучение в школах и учебном заведении, работу, семейную жизнь. Изучают характерологические особенности настоящего периода: идейно-моральные, интеллектуальные, волевые черты, типологические особенности, привычки и интересы, запросы и потребности. Сравнивают их до и после начала заболевания, оценивают новые свойства в характере, появившиеся в течение болезни.

Значительно более точные данные о свойствах личности больного (в том числе и его типологических особенностях) могут быть получены методом лабораторного эксперимента, т.е. путем экспериментально-психологических исследований. При их проведении важно учитывать не только получаемый формальные результаты, но и то, как ведет себя больной во время исследования, как он реагирует на предлагаемые ему задания.

Широкое распространение за рубежом и в нашей стране в качестве инструмента для исследования личности получили различные психодиагностические методики, которые можно разделить на три большие группы: метод основанные на собеседовании с испытуемым; личностные опросники и проективные методики.

Методики-интервью подразделяются на структурированные (с заранее составленной последовательностью определенного содержания вопросов и неструктурированные (при этом вопросы построены с учетом достаточно свободы испытуемого в своих отчетах).

Личностные опросники базируются на самоотчете испытуемого о каких - либо собственных значимых качествах. Различают одномерные и многомерные личностные опросники. Одномерные опросники используются для изучения кого-либо одного аспекта личности, например методики Спилбергера-Xанина (изучение реактивной и личностной тревожности), УСК (изучение разли аспектов уровня субъективного контроля), методики Тейлор (изучение тревожности) и т.д. Многомерные опросники предназначены для исследования широкого спектра личностных особенностей испытуемых, в их число, например входят СМИЛ (стандартизированный метод исследования личности) -собственный вариант MMPI, 16-факторный личностный опросник Р.Б. Кэт Калифорнийский личностный опросник (CPI) и др. Для характерологических типирования форм акцентуаций и психопатий в основном используют патопсихологический диагностический опросник А.Е. Личко.

Проективные методики, по замыслу их создателей, предназначены для раскрытия неосознаваемых конфликтов личностью ее скрытых мотивов переживаний. В основе проективных методик лежат некоторые положения учения 3. Фрейда.

Полагают, что в ответ на предъявляемые проективные стимулы испытуемые реагируют выявлением неосознаваемых переживаний. Наиболее известные проективные методики: Роршара, ТАТ; незаконченных предложений Сарди; с определенными допущениями - методика изучения фрустрационной толерантности С. Розенцвейга и др.