Основные принципы управления

Принцип — основное, исходное положение теории, правило поведения субъекта управления в какой-либо сфере деятельности или правило поведения личности. От обоснованности структуры и содержания совокупности принципов зависит успех в решении любой проблемы. Принципы являются продолжением, воплощением законов. Принцип — «печка», от которой следует «танцевать», начинать любое дело. Не изучив принципы, не надейся на успех. Ниже приведены сформулированные нами принципы управления важнейшими объектами. Подробнее они изложены в специальной литературе. Принципы оценки конкурентоспособности:

  • применение преимущественно количественных методов оценки;
  • использование статистических данных страны и международных организаций, с тем чтобы один человек мог собрать информацию, другой — рассчитать показатель, а третий — проверить качество работы первого и второго с разных точек зрения. Показатели должны быть одного уровня иерархии;
  • применение к формированию показателей системного подхода;
  • использование комплексного подхода;
  • применение показателей, отражающих прошлое, настоящее и будущее развития страны (объекта);
  • структура формулы оценки конкурентоспособности должна учитывать все основные факторы одного уровня иерархии и их весомость.

Принципы управления экономикой страны:

  • принцип воспроизводства системы жизнеобеспечения экономики страны путем сохранения экосистемы, применения ресурсосберегающего воспроизводства всех компонентов;
  • принцип правовой регламентации управления на всех уровнях иерархии;
  • принцип социальной ориентации развития экономики страны;
  • принцип научной обоснованности систем управления;
  • принцип ориентации экономики на инновационный путь развития;
  • принцип ранжирования объектов управления по их важности;
  • принцип единства теории и практики управления;
  • принцип сохранения и развития конкурентных преимуществ объекта;
  • принцип обеспечения организованности управленческих процессов;
  • принцип рационального сочетания форм и методов управления;
  • принцип обеспечения сопоставимости вариантов управленческих решений при их выборе по 8 факторам (времени, качества, масштаба, уровня освоенности или опыта, инфляции, риска и неопределенности, метод} получения информации, условиям применения объекта управления).

Принципы рационализации структур:

  • правовая обоснованность системы управления объектом;
  • формирование миссии организации, в которой были бы четко определены философия и предназначение, смысл и цели существования структуры;
  • ориентация деятельности на достижение конкурентоспособности объекта управления;
  • изучение механизма действия закона конкуренции на конкретном рынке и силы конкуренции на нем;
  • структуризация целей организации минимум до трех уровней иерархии, обязательное проведение анализа и синтеза целей;
  • обеспечение приоритета стратегических вопросов перед тактическими для руководителей высшего звена:
  • обеспечение количественной определенности структуры организации;
  • повышение уровня автоматизации производства и управления на основе новых информационных технологий;
  • обеспечение адаптивности организации к внешней среде путем построения гибких, легко переналаживаемых структур, создания виртуальных структур, использования Интернета, телекоммуникационных и других электронных сетей, мониторинга параметров внешней среды;
  • ориентация структуры на проблемы;
  • сокращение числа компонентов и связей в системе до оптимального уровня;
  • обеспечение оптимального уровня специализации и универсализации организации и ее подразделений;
  • обеспечение пропорциональности компонентов структуры производительности, качеству, наличию необходимой информации и материальных ресурсов и т. д.;
  • обеспечение прямоточности структуры;
  • стимулирование разработки рациональных структур. Принципы рационализации процессов:
  • правовая регламентация функционирования организации;
  • совершенствование систем управления различными структурами;
  • применение маркетингового подхода к деятельности любой структуры;
  • ориентация любой деятельности на повышение качества;
  • инновационный характер развития системы;
  • подбор команды конкурентоспособных профессионалов, максимально использующих синергический эффект;
  • адаптивность системы к внешней и внутренней среде;
  • ранжирование показателей, заданий и других факторов по их важности и эффективности;
  • обеспечение сопоставимости управленческих решений но 8 факторам;
  • персонификация управления;
  • восприимчивость управления к изменениям во внешней среде и внутренней структуре;
  • автоматизация управленческих процессов по всем функциям;
  • стимулирование достижения запланированных результатов;
  • обеспечение оптимального уровня выполнения принципов пропорциональности, непрерывности, прямоточности, параллельности, оперативности, ритмичности и др.;
  • рациональное сочетание различных методов управления персоналом;
  • нормативная регламентация производственных и управленческих процессов;
  • обеспечение финансовой устойчивости и надежности функционирования организации.

Принципы работы руководителя как субъекта управления:

  • соблюдение принципов управления экономикой;
  • выполнение квалификационных требований к менеджеру-руководителю;
  • рациональное сочетание методов управления;
  • построение системы менеджмента организации;
  • приоритет стратегических вопросов перед тактическими;
  • применение к управлению 20 научных подходов:
  • построение и изучение психологического портрета личности (исполнителя);
  • уважение личности;
  • стимулирование труда подчиненных;
  • единоначалие;
  • корпоративный дух (по А. Файолю);
  • научная организация труда (по А. Гастеву);
  • определение очередности выполнения управленческих задач по их значимости (по Д. Эйзенхауэру);
  • изучение философии обеспечения качества (по Э. Демингу);
  • обеспечение нормального морально-психологического климата в коллективе;
  • координация и контроль выполнения работ по объему, качеству, затратам и срокам;
  • соблюдение режима труда и отдыха;
  • управление конфликтами и стрессами.

Кроме рассмотренных принципов опенки конкурентоспособности, управления экономикой, рационализации структур и процессов, управления персоналом нами разработаны с применением системного, комплексного и других научных подходов принципы анализа, прогнозирования, оценки, планирования, контроля, мотивации, а также управления качеством, ресурсосбережения и др. Эти принципы описаны в работах автора и других источниках.

Темы: Управление
Источник: Фатхутдинов Р. А. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов. 6-е изд. — СПб.: Питер, 2008.
Материалы по теме
Система управления предприятием
Пошерстник Н.В. - Бухгалтерский учет на современном предприятии - 2007
Управление государственной службой
Щекин Г.В., Социальная теория и кадровая политика
Концепции управления маркетингом
Маркетинг. Учебное пособие
Внедрение управления по результатам в процесс государственного управления
Государственная политика и управление: учеб. пособие / С.Г. Еремеев, Р.М. Вульфович, Г.И....
Личность как объект управления и самоуправления
...
Деньги и психология управления
Полюшкевич О.А., Введение в психологию управления
Современная концепция управления персоналом
Федосеев В.Н., Управление персоналом организации
Психология управленческих решений
Машков В.Н. - Психология управления
Оставить комментарий