Дошколькое детство (3-6-7 лет)

В дошкольном возрасте интересы ребёнка перемещаются от мира предметов к миру взрослых людей.

Ведущий вид деятельности дошкольника - сюжетно-ролевая игра. Сюжетно-ролевая игра глубоко изучена Л.С. Выготским, Д.Б. Элькониным, А.В. Запорожцем, А.П. Усовой и др. Игра - особая форма освоения реальной социальной действительности путём её воспроизведения. Сюжет - отражаемая в игре область, сторона действительности.

В младшем дошкольном возрасте дети воспроизводят предметные действия, в среднем возрасте - социальные отношения (врач и пациент). В старшем дошкольном возрасте предметом ориентировки становятся мотивы, морально-нравственные основы (доктор - сочувствующий, добрый).

Структура сюжетно-ролевой игры включает роль, воображаемую ситуацию и игровые действия.

Влияние игры на развитие психики:

  1. Развитие мотивационно-потребностной сферы.
  2. Развитие произвольности поведения и психических процессов.
  3. Развитие чувств, эмоциональной саморегуляции поведения.
  4. Внутри игры возникают другие виды деятельности (учебная деятельность).
  5. Происходит развитие речи, познавательных психических процессов.

Существует тенденция, связанная со стремлением ускорить, перескочить дошкольное детство посредством обучения по типу школьного. Подобное «перепрыгивание» грозит односторонностью развития, такими потерями в умственном и личностном развитии ребёнка, которые не компенсируются обученностью. Необходимо полное проживание возраста.

Продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование) также рассматриваются как формы моделирования окружающей действительности. Графическая форма изображения предмета обуславливается имеющимися у ребёнка графическими образцами, зрительными впечатлениями, двигательно-осязательным опытом.

Развитие познавательных психических процессов. Ведущую роль в этом возрасте начинает играть память. В основном она носит непроизвольный характер. К концу дошкольного возраста начинает складываться произвольное, преднамеренное запоминание и припоминание.

Особое значение имеет развитие образных форм познания окружающего мира — восприятия, образного мышления, воображения. Основной путь развития — обобщение собственного чувственного опыта.

Дети проявляют высокий уровень познавательной потребности. Ребёнок начинает мыслить во внутреннем плане, особенностью этого мышления является эгоцентризм. По мнению Жана Пиаже, период от 2 до 7 лет представляет собой переход от сенсомоторного интеллекта к первоначальным формам логического мышления.

На основе наглядно-действенного мышления формируется наглядно-образное мышление.

Ребенок осваивает систему сенсорных эталонов (цвет, форму, величину и т.д.).

В конце дошкольного возраста происходит формирование начальных форм понятийного, словесно-логического мышления.

В дошкольном возрасте происходит практическое овладение речью.

Основные направления речевого развития:

  • расширение словаря и грамматического строя речи;
  • детское словотворчество;
  • развитие функций речи (речь как орудие общения и мышления );
  • убывание эгоцентризма детской речи;
  • развитие фонематического слуха и осознание словесного состава речи.

Воображение - важнейшее психическое новообразование дошкольного детства. Оно максимально разворачивается в сюжетно-ролевой игре.

По функции различают воображение познавательное и аффективное. Познавательное воображение помогает создать целостный образ, достроить схему или картину. Аффективное воображение выполняет функцию защиты «Я» путём проигрывания негативных переживаний или создания воображаемых компенсаторных ситуаций (представление себя великаном и т.п.)

М.И. Лисина выделила две формы общения в дошкольном детстве:

  • внеситуативно-познавательное общение (3-4 года);
  • внеситуативно-личностное общение (6-7 лет).

В возрасте 3-4 лет сверстник продолжает оставаться для ребенка только участником совместной практической деятельности, при этом его индивидуальные черты остаются невидимыми для партнера. К 4 годам сверстник становится предпочитаемым партнером общения. В 4-5-летнем возрасте сверстник рассматривается как равное существо, как своеобразное зеркало собственного познания и оценки при сравнении с ним и противопоставлении себя ему. К 5-7 годам сверстник приобретает индивидуальность в глазах ребёнка того же возраста, становится значимым лицом общения, обгоняя взрослого по многим показателям общения.

Развитие мотивационно-потребностной сферы. Вначале дошкольного детства мотивы имеют неосознанный, аффективно окрашенный характер. К концу дошкольного детства обнаруживаются разнообразные виды мотивов: игровые, установления и сохранения положительных взаимоотношений со взрослыми и детьми, познавательные, соревновательные, нравственные, самоутверждения. Мотивы начинают осознаваться. Возникает соподчинение мотивов. Происходит усвоение этических норм, моральных чувств. К концу дошкольного возраста у детей формируется самооценка.

Кризис 7 лет. У дошкольника появляется потребность выйти за рамки своего детского образа жизни, занять новое положение и осуществлять реальную, серьёзную общественно значимую деятельность. Невозможность реализовать эту потребность и порождает кризис. Появляется потеря спонтанности и непосредственности поведения, сложность и противоречивость внутреннего мира.

Поведенческие характеристики:

  • непослушание как отказ от привычных дел и обязанностей;
  • демонстративная «взрослость»;
  • обострение внимания к своему внешнему виду;
  • оспаривания со стороны ребёнка;
  • заинтересованность в общении со взрослыми и внесение в него новых тем (о политике, о жизни на других планетах и т.п.);
  • самостоятельность;
  • рассудительность.

Проблема психологической готовности к школьному обучению

Психологическая готовность к школьному обучению рассматривается как многокомпонентное образование (Л.И. Божович, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин).

1. Личностная готовность

  • Уровень развития мотивационной сферы. Наличие познавательных интересов. Стремление быть школьником - занять особое место в системе социальных отношений.
  • «Внутренняя позиция школьника» — психологическое новообразование, которое представляет собой сплав познавательной потребности ребёнка и стремление занять более взрослую социальную позицию.
  • Развитие произвольной сферы: произвольного внимания, произвольной памяти, умение действовать по образцу, правилу.

2. Интеллектуальная готовность

  • Ориентировка в окружающем, специальные знания.
  • Уровень развития восприятия и наглядно-образного мышления. Уровень обобщения (уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления).
  • Развитие речевой сферы.

3. Двигательная готовность

  • Мелкая моторика (готовность руки к письму).
  • Крупные движения.

4. Уровень развития предпосылок учебной деятельности

  • Умение внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого.
  • Самостоятельно действовать по заданию.
  • Ориентироваться на систему условий задачи, преодолевая отвлечения на побочные факторы.

Во многих исследованиях, посвящённых изучению готовности ребёнка к школе, выделяют три относительно самостоятельных аспекта:

  • физический (функциональные возможности ребёнка и состояние его здоровья);
  • психологический;
  • специальный.
Ключевые слова: Дети
Источник: Е.Б. Усова. Возрастная психология - Минск.: Изд-во МИУ, 2010
Материалы по теме
Личность детей с задержкой психического развития
Психология детей c задержкой психического развития / О. В. Защиринская — «Санкт-...
Особенности развития общения в раннем возрасте
Авдулова Т.П., Личностная и коммуникативная компетентности современного дошкольника
Диагностика психического развития детей: cущность и правила
Марцинковская. Детская практическая психология
Социальная (личностная) готовность детей к обучению в школе
Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов,...
Теория конвергенции двух факторов В. Штерна
Смирнова Е.О., Детская психология
Пробуждение творческого потенциала ребенка
Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности» Питер; СПб.; 2009
Психолого-педагогическая характеристика детей раннего возраста
Стребелева Е.А., Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного...
Патопсихология детской шизофрении
Исаев Д. Н., Психиатрия детского возраста: психопатология развития: учебник для вузов. — СПб...
Оставить комментарий