Кусание ногтей у детей


Кусание, или обкусывание (обгрызание) ногтей, в медицинской терминологии обозначается каконихофагия (греч. onyx,onychos — ноготь + греч. phagsin— есть, пожирать)— часто встречаемая патологическая привычка детского возраста, характеризующаяся болезненным стремлением обкусывания ногтей. Наблюдается преимущественно в возрасте 8—10 лет, хотя может быть как в более раннем (после 3 лет), так и в более позднем возрасте (у подростков и даже у взрослых). По данным Р. Иллингворт (1997), примерно половина 10—12-летних детей кусают или грызут ногти, преимущественно на руках, реже — на пальцах ног. Последнее более характерно для девочек.

Причина данного состояния неизвестна. По мнению Б. Спока, кусание ногтей является признаком нервности. Автор полагает, что эта патологическая привычка преимущественно встречается у детей робких и застенчивых, склонных к беспокойству по любому поводу, а также при предъявлении к ребенку требований, превышающих его возможности, и частых наказаниях.

Согласно нашим наблюдениям, можно выделить две формы онихофагий. Первая характеризуется покусыванием ногтей на пальцах рук при волнении и эмоциональном напряжении и редко сопровождается повреждением мягких тканей. Она в какой-то мере похожа на жестикуляцию во время разговора, сопровождающегося волнением и переживанием, может встречаться в любом возрасте: как у детей и подростков, так и у взрослых. Она в основном носит характер безобидной патологической привычки.

Вторая форма характеризуется выраженным обкусыванием ногтей, обычно с поражением прилегающих кожных покровов. Это часто сопровождается кровоточивостью, возникновением местных воспалительных изменений, незаживающих изъязвлений. Наблюдается преимущественно у детей в возрасте 4—6 лет, реже у школьников первых классов, носит преимущественно навязчивый характер и встречается значительно реже первой формы. Такие дети обычно замкнуты, угрюмы, а в ряде случаев имеет место легкая задержка психического развития или пограничная умственная отсталость.

В анамнезе таких детей часто выявляются факторы риска во время беременности и родов у матери, легкая задержка темпов психического развития, а в первые годы жизни сосание пальцев.

Для иллюстрации приведем краткие данные об одном из наших наблюдений.

Мама привела на прием 5-летнего мальчика с жалобами на постоянное обкусывание ногтей на обеих руках, преимущественно на левой. Такое состояние длится около полутора лет. В прошлом с ним также были большие проблемы: с 3 месяцев упорно сосал пальцы. Мать различными методами, в том числе и физическим наказанием, боролась с этим недугом в течение почти двух лет, но особого эффекта не было. Затем ей посоветовали изменить тактику и применять различные отвлекающие моменты. Мать всеми силами старалась выполнить эти рекомендации, но не выдерживала, расстраивалась, плакала, кричала на ребенка и, наконец, перестала обращать на него внимание. Все прошло к 3 годам и в течение б месяцев все было нормально. Затем ребенок был наказан за непослушание (несколько раз «хорошо шлепнула» по ягодицам). Ребенок долго плакал, затем перестал общаться с мамой, а вскоре «появилась новая напасть» — стал кусать ногти на обеих руках. Через несколько месяцев появились покусы на коже пальцев, пришлось их забинтовывать и использовать различные мази и присыпки.

Ребенок от первой беременности, протекавшей с токсикозом (по современной терминологии — гестоз). Лежала на сохранении беременности в связи с высоким тонусом матки. Родился с массой тела 3150 г, закричал сразу. Головку стал удерживать с 4 месяцев, сидеть — в 8 месяцев, ходит с 1 года 3 месяцев. Отдельные слова стал произносить после года. Периодически занимается онанизмом.

Семья неполная, с отцом ребенка мать разошлась, когда мальчику исполнился год. В воспитании и уходе за ребенком принимает также участие бабушка по линии матери.

При осмотре ребенок капризный, упрямый, в контакт вступает с трудом, на вопросы отвечает односложно. Пальцы левой руки забинтованы, на правой руке остались зажившие следы покусов и глубоко обкусанные ногти.

С трудом удалось разбинтовать левую кисть. Вначале противился осмотру, но вскоре удалось войти с ним в контакт.

При осмотре пальцев левой руки обращают на себя внимание искусанные на 1/3 ногти, множественные повреждения на концах пальцев с тыльной стороны, засохшая кровь, истонченная кожа с многочисленными язвами. Во время осмотра повреждений сумел несколько раз укусить ногти, после чего мать быстро стала забинтовывать руку.

Дан совет по уходу за ребенком, установлению взаимоотношений в семье, исключающих методы физического воздействия, направлен на занятия с психотерапевтом.

В связи с наличием у мальчика мазохистских проявлений и онанизма выписан амитриптилин в небольшой дозе и ноотропил для стимуляции психического развития.

При повторной беседе с матерью через 4 месяца было установлено, что кусание ногтей пошло на убыль, раны и язвы зажили, стал более контактным и более спокойным.

Для лечения онихофагии ведущим является использование различных методов психотерапии, особенно игровой и семейной, правильное воспитание, исключение методов наказания и активной борьбы с патологической привычкой. В ряде случаев могут использоваться психотропные средства и ноотропные препараты, в том числе ноофен, энцефабол.

Ключевые слова: Ногти, Дети
Источник: Г.Г. Шанько. Неврозы у детей - Минск.: Харвест, 2007
Материалы по теме
Специфика переживания травматических ситуаций в детском возрасте
Психология кризисных и экстремальных ситуаций: учебник / под ред. Н. С. Хрусталёвой. — СПб...
Основные проявления и факторы школьной дезадаптации
Н. Г Аусканова, И. А. Коробейников: ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ У...
Невротические расстройства сна у детей
Г.Г. Шанько. Неврозы у детей - Минск.: Харвест, 2007
Игровая и учебная деятельность у детей с задержкой психического развития
Психология детей c задержкой психического развития / О. В. Защиринская — «Санкт-...
Психоаналитические теории детского развития
Слободчиков В.И., Психология развития человека
Психические особенности детей раннего возраста
Марцинковская. Детская практическая психология
Вогнутые ногти
Авдеенко А. А., Судьба на кончиках пальцев
Физиологическая готовность детей к обучению в школе
Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов,...
Оставить комментарий